Ужас!.. С высоты дорожного баннера, поблескивая очками с толстыми линзами, смотрел, доверительно улыбался и в случае победы обещал молодежные жилищные кредиты, мерзейший чиновник, нагло облапавший меня на взлете журналистской карьеры.
Предвыборный плакат так называемого кандидата пробудил инстинкты булгаковского Шарика – разорвать, разорвать его, как чучело совы в прихожей профессора Преображенского, взять с собой музыку Богушевской, недочитанного Генона и уйти на Мангуп. Аккурат до 26 марта.
Выборы в украинский парламент вызывают амбивалентные реакции – от тошноты и экзистенциального кризиса до сексуального влечения и денежной мотивации.
Это страсть, это мистерия, это спекуляция витальными страхами, это циркуляция симулякров.
Кто-то нехороший (политстилисты, виртуальная реальность, общество потребления) украл у нас сущность, смысл (общественный, сакральный) и мотивацию выбора. Оставив лишь иллюзию и насмешку.
Такой себе по-хамски эффективный НЛП-шный прием: «Ты какую кашу будешь – манную или овсяную?» То бишь кашу ты будешь по-любому.
На самом деле выбирать не из кого и незачем. Классические мотивации - надежды и прагматизма - у обывателей отобрали давно: современные кандидаты в депутаты не тянут ни на роль помощников, ни на роль менеджеров.
Вместо лучших из лучших (олицетворяющих альтруизм, надличностные интересы и профессиональные управленческие намерения) мы выбираем из того, что есть (носителей биологических стремлений - обеспечить собственную старость, бизнес-интересы, будущее детей и внуков).
Но и эти носители (по привычке) умудрились украсть у нас даже символы – в процессе своей политической карьеры они с таким цинизмом меняют вектор, цвет, флаг, программы, платформы, что лозунги типа «достойное будущее», «европейский выбор» или же «навеки с Россией» опошляют, как ПТУ-шница туфли на шпильке.
Кстати, будущее детей и внуков кандидатов обещает быть светлым в двойном размере – их (в смысле, детей) тоже выдвигают в депутаты – в Совет ниже уровнем. Аналогичное происходит и с капризными любовницами.
Так что из всей некогда священной процедуры мы с вами владеем только прелюдией. Забавно, но это тоже увлекает…
На тему «СМИ и выборы» написаны учебники и пособия, защищены диссертации и получены зачеты. Я о другом выборе – внутреннем.
В три предвыборных месяца после чтения утренних газет лично мне, например, хочется вымыть руки – и компроматы в чернушном стиле, и проплаченная приторность «позитивных материалов» противны одинаково.
«К 26 марта мы растеряем всех читателей – все полосы забиты политической рекламой» - вздыхает моя знакомая заместитель редактора. – Да и денег всех все равно не заработаем».
Кстати, зам. редактора пыталась – из одного кандидата за его деньги сделать что-то приличное.
Прочитав интервью с самим собой, кандидат скривился: «Вы написали, что я учился в университете – это правильно поймут?» и полез в стилистику ее текста.
Для завершенности образа и по доброте душевной журналистка добавила милую, на ее взгляд, подробность из личной жизни кандидата – что он разводит попугайчиков.
«Это еще зачем? Подумают, что я легкомысленный!», возмутился тот и отказался от интервью вообще… «Я в наказание себе повесила эту распечатку на стену и поняла – я и деньги существуем параллельно друг другу – смеется (невесело) журналистка – А ты завязывай со своей политической девственностью, если хочешь заработать».
Хочу. Но от внутреннего ощущения брезгливости никакой псевдоним не спрячет…
Другая подруга куда легче на подъем – четвертый месяц работает райтером в одном предвыборном штабе на ЮБК: «Живу как в заповеднике – вокруг 20 мужиков!».
Основная задача – не прогадать с выбором кавалера.
«Райтер, а тебе нравится оральный секс?», шлет смс один из VIP-кандидатов, а в ночи влюбленные (тоже в подругу) охранники отлавливают этого самого кандидата в одних трусах на пути к ее гостиничному номеру.
Сквозь сочиняемые предвыборные речи и автобиографии сочится нерастраченная сексуальная энергия обоих – и райтера, и клиента: «Фанат созидания во всех формах», «Неуемное желание сделать нереальное реальным», «Реализм, всегда подкрепленный оптимизмом». Может хоть замуж выйдет…
Да и меня этим фактором тоже соблазняют не меньше, чем суммой гонорара: «Юля, а ты в курсе, что А. не женат? Будешь брать у него интервью до тех пор, пока он на тебе не женится»…
Кандидатам тоже нелегко. Они выбирают - свое будущее.
Их мобильные разговоры друг с другом однообразны, как больничный рацион: «Привет! У меня для тебя хорошая новость – Т. выкинули из списка – выделывалась слишком, так что теперь ты не 32, а 31. А это уже проходное место!»
Наверно, в советские времена в очередях на квартиру или за сливочным маслом подобная ажитация не наблюдалась.
В такой период падение рейтинга страшит их больше, чем, к примеру, моральное или же какое-либо другое.
Выбирают и политтехнологи – партии и технологии, соответственно.
Так, местные пиарщики жутко комплексуют – одна из партий пригласила на работу (высокооплачиваемую по меркам Крыма) команду из Питера.
Какое там «знание региональной специфики» (основной аргумент местных специалистов) - питерские и без него отлично справляются: калькируют проверенные ходы (нам не надо НАТО, двуязычие, ни дня без доброго дела). Рейтинги заказчика потихоньку растут.
Акции, выдуманные местными пиар-асами для своих кандидатов также не отличаются оригинальностью – вкручивание лампочек в подъездах, привоз в Крым всяческих чудотворных икон и лампад, объявление референдума о статусе русского языка.
Скучно…
Против явных лидеров электоральных симпатий борются избитыми методами – админресурсом и черным пиаром.
Министр внутренних дел Украины Юрий Луценко навязчиво «предупреждает» избирателей – в Верховный Совет Крыма массово идут люди с сомнительным прошлым.
На последней его пресс-конференции царила гробовая тишина – журналисты, открыв рот и затаив дыхание, записывали фамилии 45 кандидатов с «сомнительным прошлым»: по количеству ранее судимых лидирует «За Союз» и «Партия регионов», ряды КПУ и СПУ чисты, как слеза.
Ну и что, что судимости давно погашены, осадок-то у избиратели все равно останется… От старательности холерика Луценко причем тоже.
Зашкаливающие рейтинги блока «За Януковича!» пыталась сбить одна местная телерадиокомпания, подконтрольная менее популярному в Крыму БЮТ.
Долго и беспардонно врала, искажала данные, тупо, в лоб, пиарила местного лидера. Доигралась – суд принял решение о приостановке ее работы.
Что тут сразу началось – регионалов, высокие рейтинги которых действительно искажали, объявили «душителями свободы слова и демократии», и также обернули случившееся в свою пиар-пользу – дескать, в самом «бело-голубом» регионе такое произошло не случайно, «бандиты» придут к власти и позакрывают все «оппозиционные» каналы.
Корпоративная журналистская солидарность не включается от того, что знаешь некоторые мелочи из жизни «пострадавшей» ТРК: плакаты в ее защиту на якобы спонтанных пикетах во всех городах Крыма были абсолютно одинаковые – их раздавали что ли вместе с гонораром…
Насчет свободы слова – пустить в эфир этой самой ТРК проплаченную (!) политическую рекламу других партий (пытались «Партия зеленых» и «Третья сила») было невозможно – ее не брали по указке хозяина…
Рекламные ролики и рейтинги «популярности» самого БЮТ создавались кропотливо – из десятков отвечавших на вопрос «За кого будете голосовать?» журналисты часами выбирали нужные ответы и только их пускали в эфир. Хоть мы и коллеги, все равно противно…
За крымского избирателя сражаются: обманом (разводы по поводу каких-то экологических коэффициентов, двойного гражданства, обещания каждому крымчанину по тысяче гривен, двойное увеличение пенсий), визуальной стимуляцией (кому внешний вид позволяет сыграть на сексуальности и маскулинности).
Уличная политическая реклама удивительно бездарна и вызывающе нахальна – общеизвестные бандиты красуются на фоне детей, «оранжевые» - на фоне командующего ЧФ РФ (естественно, не дававшего согласия на использования своего изображения), украинские националисты – на фоне Черного моря, члены партий с шатким рейтингом – на фоне церквей, чиновники с 20-летним стажем – в спортивных куртках и в обнимку с собаками, кандидаты в мэры – на фоне карты города.
Лозунги примитивны и небрежны: «Лицом к людям» (интересно, а чем же еще?..), «Единственная надежда Симферополя» (видели бы вы эту «надежду»…), «Несу уверенность в ваш дом» (лицо несущего при этом почему-то выражает неловкость и дискомфорт), «За будущее Крыма!» (это просто пошло).
Что чувствует невольно участник этого мусорного дискурса, то есть избиратель?
Хорошо, если не ненависть…