РОССИЙСКО-УКРАИНСКОЕ ОБОЗРЕНИЕ
17:37
16:56
16:27
16:12
15:35
Гуманитарная аура
 Идеи 
27 December 2006 г.
версия для печати
«Заповiт» Туркменбаши

Иван Воротынский, Москва

«Гуляй-Поле» публикует рецензию на «священную книгу», написанную покойным президентом Туркменистана. Политический режим, который за двадцать один год построил Ниязов, будут  изучать историки и философы; наверно, будут написаны тысячи страниц о том, как бывший первый секретарь, главный коммунист стал восточным сатрапом. Идеологический фон азиатских политических правил в Туркменистане давала «Рухнама».

Вначале частное замечание. Многие из нас  нетерпимы к иным, не своим ценностям и традициям. Но «Восток» – это социальная система, существующая тысячелетия. Азиатские ценности отличаются от славянских, европейских. Азиаты ставят общее благо выше индивидуального. Они воспринимают семью как конструктивную единицу общества. Они верят, что решения сложных вопросов могут решаться, в том числе, и путем общественного консенсуса. Их социальный идеал – гармония, а личность реализует себя только как часть общества. Конечно же, у Туркменбаши не так было. Он был другой. 

У Карла Маркса законы экономики уместились в «Капитале». Труды Владимира Ленина и Иосифа Сталина регулировали все сферы общественной жизни сотен миллионов людей. Поэтому туркменский мессия Сапармурат Ниязов не изобрел велосипед. Только в условиях тоталитарного туркменского государства могла появиться книга «Рухнама», которая приведет туркменский народ совсем не к «золотому веку», о котором мечтает автор. Автор книги «Рухнама», президент, именуемый Туркменбаши, считает, что его труд «не священное писание, а духовное осознание целей и задач нации».

Туркменистан - единственная страна в мире, где население бесплатно получает от государства газ и электроэнергию. Коммунальные услуги стоят копейки. Например, трехкомнатная квартира обходится семье меньше 2-х долларов в год, телефон - 25 центов в месяц. Проезд на автобусе,  на украинские деньги - одна копейка, а литр бензина для частной машины - 15 копеек. И, это притом,  что двое работающих   в столице, в семье,  получают около 200 долларов в месяц. Иностранцы называют нынешний  Турменистан «Кувейтом на Каспии».

Мой товарищ, журналист, побывавший в командировке, назвал Ашхабад - «городом чудес». Европейский лоск - великолепные административные здания, современные жилые, культурные и спортивные комплексы, памятники выдающимся туркменам, прекрасные здания театров, учебных заведений открылись взору моего коллеги.  По количеству фонтанов на душу населения туркменская столица занимает первое место в мире. Ошеломляющий прирост ВВП. Строятся заводы, железные дороги, нефтепроводы и газопроводы, перерабатывающие комбинаты. Страна полностью обеспечивает себя сельскохозяйственными продуктами. Достаточно сказать, что килограмм парного бараньего мяса стоит в Ашхабаде на базаре 5 гривен, а овощи и фрукты практически бесплатны.

Следует напомнить, что геополитически, описанный выше туркменский оазис, расположен в так называемой «дуге политической нестабильности». Рядом в Таджикистане уже много лет идет гражданская война,  Киргизию сотрясают конфликты, через море - Кавказ, где Чечня, долгоиграющее военное противостояние между Баку и Ереваном за Карабах, борьба Грузии против сепаратизма.

Для обывателя  «феномен Туркменистана» легко объясним. Все-таки главное богатство этой среднеазиатской республики - нефть и газ. Но, разве мало примеров, когда  природные богатства, промышленный и интеллектуальный потенциал так и не стал для многих постсоветских стран  исходной точкой для утверждения экономического суверенитета, подлинной, а не декларируемой независимости. Жить лучше в богатой, а не бедной, несчастной стране, где руководствуются правилом: «як бы я став царем, то я бы «зализ в царську скарбныцю и утик бы за граныцю».

Аксиома, что не последнюю роль в консолидации народа играет идеология, система духовных ценностей, так называемая  «национальная идея». Не зря библейский Моисей водил евреев по пустыне сорок лет, чтобы умер последний, кто жил в рабстве, чтобы люди обрели веру в единственного Бога. «Религия, - писал, характеризуя другую эпоху,  великий Макиавелли, - была одной из первейших причин счастья Рима». В Великой Отечественной войне солдат умирал «За Родину, за Сталина». Генсек Никита Хрущев в свое время выдвинул гениальный лозунг: «Догоним и перегоним Америку»,  вдохновивший людей на трудовые подвиги и тяжелые испытания. Правда есть и другие примеры. Идеология горбачевской «perestrojki» развалила Советский Союз…

Но тот же журналист, мой коллега, поведал мне, что как только ты сядешь в самолет Туркменской авиакомпании, стюардесса расскажет пассажирам, что компания носит имя Туркменбаши, а на протяжении всего долгого полета расскажет о семье «отца всех туркмен», поведает о подвигах президента. В аэропорту  таможенники и  пограничники  безобидны и цивилизованны, но вся иностранная пресса и книги будут у вас забраны «на хранение». Затем на государственном такси Вас повезут по скоростному шоссе имени Туркменбаши и, наконец, Вас привезут в центр Ашхабада, где на высоком постаменте стоит 18-ти метровая (из чистого золота) фигура президента Туркменистана Туркменбаши, с поднятыми вверх (к солнцу) руками. Памятник стоит на гигантском, вращающемся механизме, что позволяет «отцу всех туркмен» всегда «смотреть» на солнце.

Нейтральный Туркменистан - закрытое государство, со всеми странами мира у него визовый режим. СМИ только государственные, информация из интернета - строго дозирована, только официальная. По сути, оппозиции в стране нет, но тюрьмы в Туркменистане переполнены, правда, в последний день священного месяца Рамадан, на заключенных, кроме рецидивистов, распространяется всеобщая амнистия. Что же до бесплатных коммунальных услуг, то они строго лимитированы. Если расходуешь больше положенного - плати сумасшедшие деньги. Славяне из страны не бегут. Но, оказывается, не потому, что им хорошо жить в государстве «всеобщего поклонения Туркменбаши», а по тривиальной причине - материальной, финансовой. Что-то продать или вывести из Туркмении валюту весьма сложно, а порой и невозможно.

Бывший советский партийный и государственный деятель Ниязов Сапармурат Атаевич, 1940 года рождения. Отец погиб на войне, мать и двое братьев погибли во время землетрясения в 1948 году. Несчастный круглый сирота при советской власти сумел поступить и окончить престижный Ленинградский политехнический институт. Член КПСС с 1962 года, с 1970 года в аппарате ЦК КП Туркменистана, с 1980 г. - Первый секретарь Ашхабадского горкома, с марта  1985 года - председатель Совета министров правительства, затем до развала СССР - Первый секретарь ЦК КП Туркменистана. Сегодня Сапармурат Ниязов, десяти лет является президентом суверенного и нейтрального Туркменистана и, по-видимому, останется им на всю оставшуюся жизнь.

Самым важным событием современного Туркменистана стала написанная президентом книга «Рухнама».

«Рухнама» сегодня - настольная книга школьника, студента, аспиранта. Труд президента в обязательном  порядке изучается  на политзанятиях - (терминология по Оруэллу) «часах любви и ненависти» - на предприятиях, заводах, стройках, в  государственных конторах. «Отец всех туркмен» в своей книге утверждает, что его труд «не священное писание, а духовное осознание целей и задач нации», другими словами, президент «сверху» предложил народу «национальную идею».

Здесь к месту напомнить слова Александра Галича «бойтесь тех, кто скажет как надо».

Вначале книги Туркменбаши почти под копирку повторяет Программу КПСС. «Рухмана - это выстроившаяся в единый ряд система мировоззренческих представлений, это основа всех моих политических и экономических начинаний, это метод их осуществления». Так и марксизм-ленинизм, который был для миллионов теорией, мировоззрением и методом. Далее, задачи «Рухнамы» - «осуществить цели Золотого века» - читай: коммунизма. Затем чуть-чуть Фрейда. «Посредством «Рухнамы» каждый туркмен должен восстановить биение своего сердца, отрешиться от бесплодной суеты». Затем коммунистического прошлое автора побеждает: «туркмен должен держать равновесие между физическим, умственным и духовным состояниями». Потом  Ницше - «Рухнама - плод духовной воли нации».

Государственный гимн Туркмении опубликован в «Рухнаме». Читатель, вспоминая роль личности в истории и постановление ЦК КПСС «О преодолении культа личности и его последствиях», споткнется о следующие строки гимна.

«Великое создание Туркменбаши,

Держава родная, суверенный край,

Туркменистан - светоч и песня души,

Во веки веков ты живи, процветай».

Туркменбаши - великий социальный психолог исламского толка. «Мой любимый  туркменский народ! -  Обращается вождь к нации. - Ты смысл моей жизни, источник моих сил! Я хочу, чтобы каждый туркмен был счастлив, здоров и  жил долго.  Я хочу поговорить, мои дорогие собратья о том, как нам жить сегодня, как, следуя заветам Пророка, держать в чистоте свою душу». Во-первых, «надо отбрасывать лень, смутные желания, а хранить юношам - честь, девушкам - стыд, почтенным старцам и пожилым женщинам - ум, молодым женщинам - воспитанность».

Туркменбаши - великий кутюрье! «Из соображений красоты и удобства Нух (пророк Ной в исламе- 2000) приказал одеть всех женщин - и молодых и старых - в длинные, просторные платья, волосы повязать платками. Но лица велел оставить открытыми. На них всегда   должны падать лучи светила Всемогущего творца - Солнца».

Заповеди Туркменбаши явно опираются на «моральный кодекс строителя коммунизма» из Программы КПСС.

Первый блок: «Уважайте старших, любите младших, почитайте родителей, красиво и опрятно одевайтесь, храните в доме только то, что зарабатываете, храните вдохновение, поддерживайте силу духа, наряжайте девушек и невесток. Девушки, невесты - украшение дома, его особая прелесть. Роза хороша на кусте, женщина -  в доме».

Второй: «Прежде всего, надо знать меру в еде и питье. Туркмен никогда с жадностью не набрасывался на пищу. Нам  надо помнить наказ Всевышнего: «Ешьте, пейте, но непереусердствуйте».

Третий: «Долг родителей - дать детям воспитание и образование,  построить дом детям и главное - женить».

Затем, как у Ленина: «Читать и учиться  - великая милость Всевышнего». И затем как в программе коммунистов, «главная наша цель - создать полнокровное общество с развитыми, гармоничными, взаимоответственными отношениями между людьми».

Итак,  «туркмен должен учиться, быть образованным человеком, формировать в себе личность,  иметь глубокую внутреннюю культуру. Туркмен не лжет, не обманывает, не предается зависти. Доброта, скромность, открытость, приветливость - вот нравственные черты туркмена».

В «Рухнаме» изложена история туркмен. Читатель узнает, что «туркменский народ - цельный народ». А критерии народа хорошо знакомые, сталинские «общность языка и происхождения».

Читая «Рухнаму» читатель узнает, что «первую телегу на земле смастерили туркмены. Именно «туркменское колесо не только изменило жизнь армии и государства, но развернуло ход истории, дав ускорение развитию мировой науки». Туркмены первыми стали выплавлять руду, а лучшие ткани производятся в Мерве и Нусае. Туркмены тянули караван науки во всем исламском мире».

Туркменбаши указывает в «Рухнаме», кто же несет ответственность за «Драму туркменского народа. Туркмены упали духом не потому, что утратили его, а потому, что поддались уговорам со стороны. Чего греха таить - все годы, что мы провели в составе СССР -  74 года - это были годы тоски, уныния, безверия в свой завтрашний день».

В основе туркменской национальной идеи лежат следующие ценности: «Туркменский народ дал миру: чистокровных туркменских скакунов, редкие по красоте туркменские ковры, неповторимые по изяществу национальные украшения, самобытные национальные наряды, чистую белую пшеницу, овец сарыджинской породы».

Туркменбаши, как «отец всех народов» Сталин, выказал свое отношение к туркменскому  языку. «Мы, - пишет президент, -  должны  позаботиться о чистоте нашего языка. В советские годы наш язык пытались обогатить «введением» в него совершенно чужеродных слов».  Наверно, «компьютер», «демократия», «свобода слова», «балет». Кстати,  о балете. Усилиями Туркменбаши искусство балета стало чуждо духу туркменского народа. Президент своим решением  запретил балет, а театр оперы и балета принципиально модернизирован.

Неожиданно, читатель узнает, что «Туркменистан и Турция - два государства - одна нация. У нас действительно, одна религия, одни традиции, одна кровь. Османский язык - это туркменский язык».

В «Рухнаме» изложена целостная концепция теории государства по-туркменски: «Государство - большой дом для народа. Туркменистан  - очень богатое государство». Туркменбаши указывает «на семь явлений, представляющих опасность для гармонического развития нового туркменского государства, это -  плохой руководитель,  родоплеменные споры,  межнациональные конфликты, межконфессиональные споры,  разногласия с соседними государствами, раздоры среди населения,  неконтролируемые последствия стихийных бедствий.

Духовный мир туркмен - это «мир чистой и светлой души, исполненной оптимизма и веры в земное, разумное предназначение человека».

Туркменбаши является специалистом и в этикете. Он учит: «придя в многолюдное место, постарайтесь найти такую тему для беседы, которая была бы приятна всем, и  вы увидите, как светлеют не только лица, но и души людей. А раз другие получают удовольствие от общения с вами, значит, и вам это приятно».

Еще читатель узнает что «мы туркмены, пришли в мир со своей философией. Ее смысл - во вдохновленной и радостной жизни. Никто и ничто не заменит удовольствия от полноты счастливого, одухотворенного бытия», а высшая цель нашего государства - воспитать духовно зрелую, гармонично развитую, имеющую высокие цели и устремления высоконравственную личность, которая по праву могла бы стать прообразом человека будущего».

Обращаясь в «Рухнаме» к детям, Туркменбаши пишет: «Мои золотые дети, вам посчастливилось родиться в счастливое время. Золотой век, о котором мечтали ваши отцы и деды, -  это ваш век. Ни одна мать, ни один отец не променяет все богатства мира на ноготок своего ребенка».

 



Имя:


Город:

Введите код, который вы видите:
Текст комментария: (максимум 2000 символов)

Mythical, Днепр, 28.12 16:44
Мне кажется, что данная статья http://www.ca-oasis.info/oasis/?jrn=45&id=351 более соответствует действительности...









ПОИСК
| реклама | контакты
Политика
 2007 
28.12.06
 НАТО 
27.12.06
Александр Фоменко
 Поколение 
27.12.06
Виктор Тимошенко, Москва

Экономика
 СНГ 
27.12.06
Сохбет Мамедов, Баку
 Славяне 
27.12.06
Иван Николаев, Москва
 Ответы 
26.12.06
Виктор Тимошенко, Москва

Гуманитарная аура
 Литература 
27.12.06
Виктор Тимошенко, Киев
 Рецензия 
26.12.06
Виктор Тимошенко, Москва