РОССИЙСКО-УКРАИНСКОЕ ОБОЗРЕНИЕ
22:55
17:22
17:18
17:03
16:54
Взгляд из ...
15 January 2008 г.
версия для печати
Взгляд из Киева
НАТО, Украина и Бухарестский саммит: в дебрях нелинейного треугольника
Сергей Толстов

С началом 2008 года развитие событий в Украине явно пошло в ускоренном ритме. Обнажились основные политические проблемы, которые станут предметом дискуссии в парламенте и обществе.

Названы главные внешнеполитические задачи, поставлены цели, обозначены ориентиры. И, тем не менее, во всем происходящем присутствует явное ощущение недосказанности.

Министр иностранных дел Владимир Огрызко в серии газетных интервью высказал намерение обеспечить присоединение Украины к «Плану действий» относительно членства в НАТО (ПДЧ), сопроводив этот тезис намерениями обеспечить «системность внешней политики» Украины и перестроить украинско-российские отношения «на принципах взаимного доверия и уважения».

По всем признакам, именно задача присоединения Украины к ПДЧ является главным из утвержденных мероприятий власти в сфере внешней политики. По словам г-на Огрызко, если «все три ветви власти однозначно выскажутся «за», получение приглашения станет возможным и во время апрельского саммита в Бухаресте» (интервью газете «День», 28 декабря 2007 г.).

Тактика власти

Особенность нынешней политической линии официального Киева заключается в поиске паллиативных решений, которые могли бы формально продемонстрировать «позитивную динамику» в плане сближения Украины с Западом в рамках «развития процессов европейской и евроатлантической интеграции». При этом, поскольку ни к каким радикальным решениями и сдвигам ни украинское общество, ни украинская экономика не готовы, вся процедура сводится к попытке показать определенный «прогресс в отношениях». Иными словами, сделать «важный шаг» в форме перехода от «Интенсифицированного диалога» с НАТО к выполнению «Плана действий» относительно членства.

Судя по всему, эта тактика была разработана еще при министре иностранных дел Арсении Яценюке.  По его словам, чтобы избежать недоразумений и нейтрализовать недоверие со стороны функционеров НАТО, документ о присоединении Украины к «Плану действий» относительно членства в Североатлантическом альянсе должен быть поддержан тремя подписями – президента, премьера и председателя парламента. В таком случае на саммит НАТО в Бухаресте (2 - 4 апреля 2008 г.) украинская делегация поедет с консолидированной позицией», что убедит Запад в неизменности и принципиальности украинского выбора. Тройная подпись необходима для того, чтобы убедить партнеров по НАТО, что правительство не попытается «отыграть назад», как это сделал Виктор Янукович в сентябре 2006 г. Тем более, что после его демарша и штаб-квартира НАТО, и украинские политики в принципе ссохлись на мнении, что для вступления Украины в НАТО потребуется проведение общенационального референдума.  

С учетом этих обстоятельств планы и действия власти сопровождаются весьма специфической мотивацией. Признается, что ПДЧ еще не означает вступления в НАТО, и что путь между ПДЧ и вступлением в альянс может быть весьма долгим. Предположительно – до тех пор, пока не выстроится более понятная конфигурация отношений между США, ЕС, Россией и Китаем (что может продолжаться еще довольно долго), или пока цены на газ для Украины не достигнут среднеевропейского уровня.

В то же время МИД Украины продолжает придерживаться известной «трансформационной» риторики о том, что патронаж НАТО нужен Украине для того, чтобы процессы внутреннего реформирования не забуксовали. Приглашение Украины к ПДЧ рассматривается как новое подтверждение международного авторитета, признания, демократического характера и серьезности намерений украинской власти в отношении «реформирования государства в соответствии с высшими стандартами». Выстраиваемая система «Планов действий», включая целевые ежегодные планы Украина-НАТО, по содержанию «максимально приближенные» к ПДЧ, или трехлетний План действий Украина - ЕС, подразумевающий в ряде случаев идентичные цели, также, как и обязательства Украины а рамках Совета Европы создают внешний «оценочный» контур, позволяющий «измерять» продвижение страны к поставленным целям и стандартам.

Однако планы сотрудничества с НАТО имеют две важных особенности. Первая заключается в практической заинтересованности НАТО в первую очередь в реализации военных целей, включая реформирование вооруженных сил и использование военной инфраструктуры. Вторая особенность отражает игнорирование украинскими властными структурами большинства невоенных целей и задач, которые включаются во всевозможные планы действий для обеспечения их имиджевой привлекательности.

Поэтому дискуссия о перспективах членства Украины в НАТО ведется как бы в виртуальной плоскости, обходя стороной большинство проблем, действительно важных с точки зрения безопасности и стратегической перспективы.

Повестка дня Бухарестского саммита и прагматичный Схеффер

Предположительно, в повестку дня саммита НАТО в Бухаресте будут включены вопросы возможного расширения, угрозы и вызовы, стоящие перед альянсом, такие как защита кибернетических систем и энергобезопасность, операции НАТО в Афганистане и Косово. Поскольку все остальные проблемы можно считать экстенсивными, проблема Косово явно будет доминировать в полемике, определяя трактовку других проблем, включая действия НАТО в зоне Причерноморья. Весьма вероятно, что кандидатом в члены НАТО станет Хорватия, которая уже провела соответствующие переговоры и одновременно является кандидатом в члены ЕС.

Готовящееся провозглашение независимости Косово действительно может вызвать цепную реакцию. И поскольку США и ЕС пока не готовы идти на открытое противостояние с Россией, символический и ничего не меняющий по существу шаг в форме присоединения к ПДЧ Украины и Грузии может быть отложен со ссылкой не недостаточное реформирование военной организации и армий этих стран.

Заявления Генерального секретаря НАТО Я. де Хооп Схеффера по этому поводу носят уклончивый характер. Он отмечает целесообразность использовать в полной мере формат «Интенсифицированного диалога» НАТО с Украиной и Грузией и говорит о необходимости в ближайшее время прозондировать позицию новых правительств этих стран.

Что касается Грузии, проведенный 5 января 2008 г. референдум о членстве в НАТО действительно создает повод для постановки вопроса о вступлении, но во многих европейских столицах такой шаг считают преждевременным и рискованным. В отношении Украины, проблема НАТО состоит не только в позиции украинского премьера Ю.Тимошенко, которой крайне не хочется, имея нестабильное большинство в парламенте участвовать в кампании, не имеющей поддержки статистического большинства населения. Тем более, что членство Украины в НАТО в условиях пребывания на территории Украины базы российского Черноморского Флота представить себе крайне сложно.

Очевидно, что позиция стран-членов НАТО по вопросам дальнейшего расширения альянса будет постоянно упираться в такие проблемы, как характер отношений с Россией, урегулирование конфликтов в Грузии и Молдове и нейтрализация новых угроз безопасности стран-членов, что требует более широких форм сотрудничества. Смысл сдержанности ряда европейских государств состоит в опасениях, что приглашение в НАТО Грузии не только обострит отношения стран НАТО с Россией, но и спровоцирует обострение ситуации в Абхазии и Южной Осетии, требующее военного вмешательства.

Как отмечают западные эксперты, конфликт в Абхазии вряд ли может быть урегулирован прежде, чем будет решен вопрос о вступлении Грузии в НАТО. Поэтому, в обозримом будущем, скорее всего, не произойдет ни того, ни другого.  С этой точки зрения, учитывая специфику региона, вопрос о приеме Грузии в НАТО вряд ли будет решен до тех пор, пока НАТО не примет Украину.

Изменение международных тенденций крайне жестко ставит вопрос о приспособлении стран и народов к условиям глобальной конкуренции, которые не признают таких милых сердцу украинских политиков сантиментов, как притчи о счастливом и благополучном будущем в единой семье европейских народов. Кто, спрашивается, мешал украинском правительствам и парламенту принять оговоренные Планом действий Украина - НАТО на 2007 год Налоговый кодекс, изменить бюджетный процесс в форме более серьезного контроля за использованием средств, реформировать налоговую систему, или выполнить закон «О государственном реестре избирателей», без которого честные выборы в принципе трудно себе представить.

Вполне очевидно, что, решая проблемы безопасности и моделируя ситуацию на перспективу, страны НАТО исходят из баланса собственных прагматических интересов. В этом смысле расчет на то, что повышение статуса отношений Украины с НАТО «вытянет» страну на более высокий уровень европейской интеграции – скорее всего очередная иллюзия, точно также, как и упования на статус Украины как регионального лидера. Пора, наконец, понять, что состояние и качество развития страны не могут определяться лишь надеждами или декларациями. Любое серьезное направление государственной политики должно основываться на реальных интересах и расчетах, целенаправленных усилиях и трезвой оценке возможностей, будь то внутренние реформы, сотрудничество с НАТО, отношения с ЕС и Россией.



Имя:


Город:

Введите код, который вы видите:
Текст комментария: (максимум 2000 символов)

ПОИСК
| реклама | контакты
Политика
 В поисках себя 
09.06.08
Игорь Чубайс
 Натиск 
09.06.08
Вадим Соловьев
 Переформатирование 
09.06.08
Татьяна Ивженко

Экономика
 Перспектива 
07.06.08
 Методы 
07.06.08
Екатерина Мереминская
 Энергобезопасность 
06.06.08
Наталия Гузенко

Гуманитарная аура
 Толерантность 
09.06.08
Владимир Стус, Ирина Константинова
 Наследие 
09.06.08
Арина Бородина, Юрий Яроцкий
 Юбилей 
06.06.08
Валентин Рахманов