politua.ru POLIT UA
От Нестора Махно
УКРАИНСКО-РОССИЙСКИЙ ПОРТАЛ
17:53
17:31
17:12
16:47
15:52
Взгляд из ...
18 September 2007 г.
версия для печати
Взгляд из Москвы
Операция "Керченский мост"

Максим Кранс

 

В предвыборных играх, как известно, козырная карта никогда не помешает, и все участники предстоящих на Украине досрочных выборов в Верховную Раду, судя по всему, такие козыри в рукавах давно припрятали. В начале сентября украинский премьер-министр Виктор Янукович и выложил один из них, объявив о реанимации давнего российско-украинского проекта строительства транспортного перехода через Керченский пролив. Идею тут же поддержали руководители Крыма, а российский посол Виктор Черномырдин с присущей ему образностью заявил, что новый мост «объединит континенты», видимо, подразумевая под таковыми Россию и Украину.

Керченский мост по праву можно назвать «проектом века»: его история на самом деле насчитывает сто с лишним лет и читается как увлекательный авантюрный роман. Если быть точнее, то она началась в 1901 году, когда англичане вознамерились связать железнодорожным сообщением Британские острова с Индией. Для этого планировалось перебросить мосты через Ла-Манш и Керченский пролив, но эта амбициозная идея так и осталась на бумаге. Затем к ней вернулись уже в годы второй мировой войны, когда Гитлер приказал министру вооружений Альберту Шпееру соорудить переход из Крыма на Кубань, по которому германские войска двинулись бы на Кавказ и далее - к Индийскому океану. Засекреченный объект «К-2» немцы  построили, но уже в качестве военнопленных, и в ноябре 1944 года он был принят во временную эксплуатацию. Правда, простоял всего несколько месяцев: его уничтожил мощный ледоход с Азова - в спешке мостостроители не успели установить ледорезы.

О керченском мосте вновь вспомнили в конце века. В это время появилось сразу несколько проектных вариантов, в том числе и строительства туннеля под проливом. Но дальше подписания протоколов о намерениях дело не пошло. В 1999 году за него взялся Юрий Лужков и даже совместно с крымскими властями создал акционерное общество «Керченский мост». И - снова неудача, которая, однако, не охладила пыл московского градоначальника. В феврале нынешнего года он посетил Крым и заявил, что Москва готова хоть сейчас инвестировать в стройку $100 млн.

Всего же на «проект века», курируемый Лужковым, планируется выложить $480 млн. Вариант, подготовленный российской компанией «Спецфундаментстрой», предполагает наведение моста от порта Крым до порта Кавказ длиной 4,5 километра и высотой 50 метров, по которому будут переправляться как автомобили, так и железнодорожные составы. Путепровод через Керченский пролив ежегодно сможет пропускать до 10 млн человек и сократит путь примерно на 450 километров. Он станет частью международного транспортного кольца вокруг Чёрного моря, к созданию которого недавно приступили прибрежные страны, а если смотреть шире - позволит связать Европу с Азией, вплоть до Индии и Китая.  

Желание поучаствовать в проекте, который Янукович намеревается завершить к футбольному чемпионату Евро-2012, помимо столицы, уже выразили высокопоставленные чиновники из российского, украинского и крымского правительств, пообещавшие профинансировать стройку из своих бюджетов. Заинтересовались им также некоторые отечественные и иностранные инвесторы. А Юрий Лужков увязал его с давним планом московского руководства по комплексному развитию курортной зоны на востоке Крыма, на что оно в ближайшие годы готово выделить до $2 млрд.

Понятно, что время для озвучивания всех этих масштабных инициатив было выбрано отнюдь не случайно. Что не преминули отметить политические оппоненты главы бело-синего кабинета. Представитель пропрезидентского блока «Наша Украина - Народная самооборона» Степан Хмара заявил в интервью агентству «Новый регион», что «с экологической и экономической стороны этот проект не имеет смысла... Это скорее политическое заигрывание с Российской Федерацией премьера и его команды». «Оранжевая принцесса» Юлия Тимошенко, видимо, понимая, что разыгрывать «керченскую карту» ей не с руки, попыталась перехватить инициативу у Януковича. В случае победы на выборах, заявила она, её партия проект поддержит: «Мы сделаем всё, чтобы больше никто не обещал построить этот мост. Его нужно просто сделать, и мы его сделаем».

Реакция Виктора Ющенко пока неизвестна. Украинский министр транспорта и связи Николай Рудьковский, отвечая на вопрос об отношении главы государства к проекту, заявил: «Надеюсь, что президент займет конструктивную позицию по этому вопросу... Думаю, на его мнение повлияют 95% крымчан, которые поддерживают этот проект». Однако в секретариате Ющенко намекнули, что строительство моста Крым-Кубань может оказаться преждевременным.

Представитель президента в правительстве Александр Шлапак на недавней пресс-конференции уклончиво произнес: «Любой инфраструктурный проект для нашего государства не будет лишним. Другое дело - нужно определить, что является приоритетом в нашей деятельности».

Как бы то ни было, но с приближением выборов дискуссии вокруг этой здравой и к тому же взаимовыгодной идеи всё больше обретают политический подтекст. Что, впрочем, в последние годы происходит со многими масштабными российско-украинскими экономическими программами. Взаимные претензии и неудовлетворённые амбиции Москвы и Киева нередко мешают запустить их либо же довести до ума. Не говоря уже о чисто спекулятивных пиаровских операциях и предвыборных играх, когда о громко заявленных планах забывают сразу же после завершения голосования. Остается лишь надеяться, что важный для обеих стран проект соединения берегов Крыма и Кубани - не из их числа.

 



Имя:


Город:

Введите код, который вы видите:
Текст комментария: (максимум 2000 символов)

ПОИСК
| реклама | контакты
Рекомендуем интересные сайты:
Политика
 Ксенофобия 
22.10.10
Татьяна Ивженко
 Москва 
21.10.10
 Бывший 
21.10.10
Наталия Ромашева

Экономика
 Мэр 
22.10.10
 Дружба 
20.10.10
Татьяна Ивженко, Киев
 "Поглащение" 
14.10.10
Татьяна Ивженко, Киев

Гуманитарная аура
 История 
15.10.10
Владимир Павлив, Львов
 Книга 
14.10.10




map
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38