РОССИЙСКО-УКРАИНСКОЕ ОБОЗРЕНИЕ
17:41
17:21
16:56
16:07
15:11
Взгляд из ...
19 April 2007 г.
версия для печати
Взгляд из Киева
Как влияют политические кризисы на экономику?

Павел Гайдуцкий

С началом политического кризиса, обусловленного указом Президента Украины о роспуске Верховной Рады Украины, обострились дискуссии относительно ее воздействия на экономику страны. Традиционно считалось, что политические кризисы, особенно революции, государственные перевороты, путчи отрицательно влияют на развитие экономики. Наиболее характерным примером такого влияния были последствия печально известной Октябрьской революции 1917 г. По свидетельству известного российского экономиста А. Никонова, потери экономики тогдашней России от революции и вызванного ею широкомасштабного политического кризиса были на порядок выше, чем от Первой мировой войны. В результате, только через 20 лет экономика тогдашнего СССР вышла на уровень ранее достигнутых довоенных показателей России. Однако в последнее время в Украине появились оценки, отрицающие негативное влияние политического кризиса на экономику. Есть также мысли, что связь политики и экономики является слабой и имеет инерционный характер. Логично возникает вопрос: насколько реально экономика слабеет от обострения политической ситуации в стране?

В первую очередь следует отметить, что влияние политики на экономику зависит от масштабов, глубины, остроты и длительности политического кризиса. В отличие от экономики, в политике нет детерминированных параметров измерения отмеченных проявлений политического кризиса, следовательно, не может быть детерминированных факторов ее воздействия на экономику.

В новейшей истории в Европе наиболее характерными были политические кризисы, обусловленные распадом социалистического лагеря, СССР, изменением политической системы и строя государства, разделением страны. Преимущественно это были масштабные, глубокие, острые и длительные политические кризисы, а их влияние на экономику было достаточно ощутимым. Несколько более слабое влияние на экономику имеют политические кризисы, обусловленные выборами, сменой власти, противостоянием между ветвями власти, параличом в работе (недееспособностью) высших органов государственной власти и тому подобное.

В то же время следует рассматривать различные факторы воздействия на экономику, которые могут иметь очень прямое, опосредствованное или отдаленное отношение к политическому кризису. На этой почве возможны различные спекуляции, относительно трактовки этих факторов, характера их воздействия и последствий для экономики. Наиболее характерным проявлением негативного влияния политики на экономику является то, что в период политических кризисов в обществе усиливается смута, снижается уровень законопослушности, рыночной конкуренции, предпринимательской и инвестиционной активности. Это, как правило, опосредствованное влияние. Но из него вытекают прямые негативные последствия для экономики, например, снижение дисциплины расчетов и платежей за товары и услуги, по налогам, по заработной плате, по кредитам и процентам, рост потребительских цен, стоимости кредитов, долларизация экономики, вывоз капиталов, уменьшение инвестиций и тому подобное. Есть группа факторов и более прямого воздействия политики, особенно со сменой власти, на экономику. Это перераспределение собственности и бизнеса (в т.ч. путем рейдерства), сфер влияния и рынков (в т.ч. путем контрафакции), налоговых преференций, бюджетной поддержки, кредитных ресурсов и тому подобное.

С учетом отмеченных обстоятельств, на наш взгляд, наиболее объективным является корректный анализ статистических данных развития экономики в те или иные периоды политических кризисов в стране.

В новейшей истории на долю Украины уже не раз выпадали такие периоды, когда обострение политической ситуации, перерастание ее в кризис оказывало отрицательное влияние на экономику. Взять хотя бы политический кризис 1990—1992 гг., обусловленный изменением политической системы и власти в Украине. За 1991—1992 гг. сравнительно с 1990 г. ВВП страны снизился почти на 20%. Следующим таким периодом был 1994 г., когда за год одновременно провели выборы президента Украины, а также в Верховную Раду Украины и в органы местного самоуправления. Естественно, изменилось и правительство Украины. Тогда при системной смене власти имел место наибольший в статистической истории независимой Украины годовой спад ВВП — 22,9%. Всего за 1991—1994 гг. ВВП страны сократился на 55,7%. Это был период очень концентрированных политических напряжений, которые и оказали наиболее негативное влияние на экономику.

Понятно, что в начале 90-х годов экономический кризис носил прежде всего трансформационный характер. Но сравнение с другими странами, которые также прошли трансформационный кризис, свидетельствует, что на экономику Украины очень влияли и субъективные факторы, в первую очередь — политического характера, о которых сказано выше. Так, в 2000 г. против 1990 г. уровень реального ВВП составлял: в Польше — 144%, Словении — 120%, Албании — 110%, Венгрии — 109%, Словакии — 105%, Чехии — 99%, Узбекистане — 95%, Казахстане — 90%, Беларуси — 88%, Хорватии — 87%, Румынии — 82%, Болгарии — 81%, Литве — 67%, России — 64%, в Украине — 43%. Т.е. в Украине был самый низкий показатель среди всех стран Центральной, Восточной, Южной Европы и СНГ. Кумулятивное падение производства во время трансформационного кризиса в 1990 годах в Украине составляло 59%, в странах Центральной, Южной Европы и Балтии — 23%, в США во время Большой депрессии 1929—1933 гг. — 27%. Следовательно, в Украине трансформационный кризис в экономике очень усиливался отрицательным влиянием политического кризиса, в процессе которого происходила смена власти.

На рубеже 2004—2005 гг. острота политической борьбы в процессе смены власти была не меньшей, если не большей, чем в 1990—1994 гг. И последствия влияния политического кризиса этого периода также отрицательно повлияли на экономику страны. В 2005 г. сравнительно с 2004 г. темп прироста ВВП снизился в 5 раз и составлял всего 2,7% против 12,1% в 2004 г. Снизилась также динамика основных экономических показателей. Промышленное производство выросло всего на 3,1%, сельское хозяйство осталось на уровне 2004 г. Более всего снизились темпы прироста внутренних инвестиций — с 28% в 2004 г. до 1,9% в 2005 г. (почти в 15 раз). Как следствие, в 2005 г. произошел спад в строительной отрасли — почти на 7%. Основных причин здесь две. Первая — существенное снижение инвестиционной активности отечественного крупного бизнеса, обусловленное сменой власти, т.е. политическими обстоятельствами. Это общий фактор снижения экономической динамики, о чем сказано выше. Вторая причина — кардинальное перераспределение финансовых ресурсов экономики. Известно, что инвестиции, бюджет, производственные расходы, в том числе заработная плата имеют общую ресурсную базу — финансы экономики. Произошло изменение модели распределения финансовых ресурсов экономики из инвестиционной в социально-потребительскую.

В краткосрочном плане политический кризис, хотя и по-особому, но также ощутимо влияет на экономику. Это влияние, в первую очередь, проявляется через ажиотажный спрос на более стабильную иностранную валюту; падение курса национальной денежной единицы; рост потребительских цен; ухудшение инвестиционных и кредитных рейтингов и снижение объемов соответствующих ресурсов, и возрастание их стоимости; снижение котировок отечественных ценных бумаг, объемов и стоимости их продажи; уменьшение ежедневных поступлений в бюджеты всех уровней; ослабление платежной дисциплины.

Кстати, такими являются последствия не только политического, но и военного, природного, техногенного или собственно экономического кризиса. Например, такими были в Украине и России проявления в первые дни финансового кризиса 1998 г. Эти последствия в том или ином сочетании имели место во время двух иракских конфликтов в соседних с Ираком странах. Такими часто являются последствия природных катаклизмов в странах Юго-восточной Азии.

По большей части, в таком сочетании кризисные явления проявились в экономике Украины в IV квартале 2004 г. Тогда обострение политической ситуации крайне отрицательно повлияло на макроэкономическую стабильность по всем ее направлениям. Значительно ускорилась инфляция. За январь—сентябрь индекс потребительских цен составлял 5,6%, а за IV квартал — 6,7%. Только за декабрь цены на яйца, мясо, овощи, фрукты выросли на 20%, на нефтепродукты — на 10%. Резко ухудшились налоговая, бюджетная и расчетно-платежная дисциплина. В ноябре Госбюджет недополучил 1148 млн. грн. В конце ноября среднедневные поступления уменьшились в 2,3 раза. Снизились расчеты за газ, при чем в отдельных областях вплоть до 20%.

Серьезно усложнилась ситуация в банковской системе. Только за два недели население забрало из банков более 6 млрд. грн. вкладов (около 10% вкладов). Сократились кредиты банков на приобретение недвижимости. Выросли ставки по ночным кредитам на межбанке. Возросла долларизация экономики. В ноябре приобретение валюты населением вчетверо превысило его продажу. Нарушилась стабильность национальной денежной единицы. Курс доллара в отдельные дни и в отдельных регионах подскакивал до 7 грн.

Как следствие, даже за такой короткий период ухудшилась динамика развития экономики. За январь—сентябрь прирост ВВП составлял 13,4%, а за IV квартал — менее 9%. Снизились темпы роста производства практически во всех отраслях экономики. В промышленности за январь—сентябрь рост производства составлял 14,4%, а за IV квартал — менее 8%.

Выборы в Верховную Раду Украины 2006 г. также создали очередную политическую напряженность в обществе. Политическое противостояние периода президентских выборов фактически было пролонгировано с годичным перерывом. Как следствие, за II квартал 2006 г. прирост ВВП составлял всего 2,4% или вдвое ниже, чем в 2005 г. и в 5—6 раз ниже, чем в политически стабильных 2003—2004 гг. Промышленное производство дало рост только 0,6%. Для сравнения: за II квартал 2007 г. — 12,5%.

Итак, сравнение динамики политических кризисов и результатов развития экономики за одни и те же периоды приводит к выводу, что политические кризисы оказывают отрицательное влияние на экономику, по крайней мере в период их проявления.

За первую неделю нынешнего политического напряжения также уже очевидны признаки дестабилизации в макроэкономике. Сразу после выхода указа Президента Украины о досрочных выборах в Верховную Раду снизились котировка акций украинских компаний, объемы продаж ценных бумаг, снизился индекс ПФТС. Начали расти цены на хлеб, на нефтепродукты и тому подобное. Международное рейтинговое агентство Standard & Poor's снизило прогноз по рейтингу Украины со стабильного на отрицательный. И все это только за одну неделю.

Можно привести статистические сравнения поведения экономики во время политических кризисов и во многих других странах. Например, уже наводились данные об отрицательном влиянии на экономику политических кризисов, обусловленных изменением политической системы и власти в постсоциалистических странах. Нередко такие кризисы имели и транснациональное влияние. Например, в связи с распадом СССР и изменением внешней, в т.ч. экономической политики России и других новообразованных государств, ВВП КНДР сократился больше, чем на половину, а Финляндии — почти на 20%.

По итогам анализа можно сказать, что политические кризисы, как правило, имеют негативное влияние на экономику. Но степень ослабления экономики зависит от масштабности, глубины, остроты и длительности кризиса. На наш взгляд, здесь не может быть крайностей от «так» до «нет», так как нет детерминированной связи из- за отсутствия детерминированного измерения политических кризисов. Речь может идти о степени влияния. А это уже политический аспект проблем. Для экономики главное: если уж политический кризис возник, он должен быть минимальным по масштабам и по длительности. Это экономическое задание для политики.

Об авторе: Павел Гайдуцкий, советник премьер-министра Украины, доктор экономических наук, профессор, академик УААН, заслуженный деятель науки и техники Украины.



Имя:


Город:

Введите код, который вы видите:
Текст комментария: (максимум 2000 символов)

zedth, L'viv, 19.04 19:15
Все це звучить логічно. Але підсумок не повний, а саме: у пост-совєтьських державах бізнес в першу чергу піклуєтсья про підтримку персноналій типу прем'єра чи президента аніж відповідність до законів.

Так що причина спаду швидше у недієвості законодавства ніж у зміні політичноого керівництва.









ПОИСК
| реклама | контакты
Политика
 Эксперт 
28.12.07
Вадим Карасев, директор Института глобальных стратегий
 Президент 
28.12.07
Иванна Янина, Киев
 Точка зрения 
28.12.07
Мыкола Сирук

Экономика
 Инфляция 
28.12.07
 Сырье 
27.12.07
Алексей Садыков
 Рейдерство 
24.12.07
Николай Вавилов, Киев

Гуманитарная аура
 Поздравление 
28.12.07
 Вопросы 
27.12.07
Антон Васецкий
 Рейтинг 
27.12.07
Дмитрий Орлов, генеральный директор АПЭК , кандидат исторических наук; Ксения Писцова , директор по исследованиям и медиапроектам АПЭК