РОССИЙСКО-УКРАИНСКОЕ ОБОЗРЕНИЕ
17:40
16:47
15:43
14:53
14:08
Гуманитарная аура
 Модерн 
30 January 2007 г.
версия для печати
Из грязи
Выставка искусства, которое собрал Марат Гельман

Ольга Кабанова

Марат Гельман отметил 15-летие своей галереи выставкой в Мраморном дворце Русского музея. Только ее название, “Оттепель”, кажется провокационным и резким, а содержание — избранные работы двух десятков художников — в помпезных музейных стенах смотрится полноценным искусством. Правда, в начале галеристской деятельности Гельмана такое современное искусство большинству казалось оскорбительным шарлатанством.

“Оттепель” — название выставки и ее центрального, вынесенного на пригласительный билет и афишу произведения. На видео Дмитрия Гутова сам художник с переменным успехом пытается встать на ноги посреди огромной лужи на проселочной дороге, старательно протирая в грязи свалившиеся очки. Процесс отрезвления проходит под романс Дмитрия Шостаковича, написанный в 1965 году на стихи из журнала “Крокодил”, повествующие о сложных отношениях лирического героя с побившим его милиционером. Вот такая получилась многозначительная метафора прошедших 90-х годов, которым, собственно, и посвящена выставка.

Начинается она с фотографий перформанса голого Олега Кулика, бросавшегося на публику злой собакой. Перформанс этот, вызвавший когда-то бурю общественного негодования, теперь вот стоит в фотографиях на выставке в залах национального музея и никакого гнева не вызывает. Только напоминание о прошедшем времени разоблачительных скандалов, вырвавшейся на свободу агрессии, немотивированных надежд и идеалистических заблуждений. Перформансом этим и по сей день попрекают Кулика и заодно все современное искусство. Сильная оказалась вещь, ударная, только тогда, кажется, и возможная.

Абстрактная картина, написанная слоном под руководством художников Виталия Комара и Александра Меламида, большие попсовые полотна Виноградова и Дубосарского, серия “Последнее восстание” группы АЕС с изображением вооруженных детей, в статичных позах классической живописи разыгрывающих битву, “Кухонный супрематизм” группы “Синие носы” — фотографии выложенных на снегу из хлеба и колбасы геометрических композиций. Все это помнится по многим выставкам, и все это еще совсем недавно смешило, пугало, возмущало, казалось сомнительным опытом или несомненной издевкой. Но сложилось в конце концов в респектабельную, почти академическую, тщательно выстроенную и продуманную выставку.

Давно замечено, что музейные залы имеют волшебную способность придавать значительность произведениям современного искусства. То, что в камерном пространстве галерей кажется частным легкомыслием, здесь оборачивается остроумным и осмысленным высказыванием. Но пустых и глупых работ музейные залы решительно не выносят. На “Оттепели”, оказалось, таких нет.

За 15 лет галерея Гельмана вывела на арт-сцену очень много художников, сделала сотни выставок, и, только оглянувшись назад, в ретроспективе, можно понять, насколько верна была избранная ею стратегия. Насколько у Гельмана развито чутье и понимание, что жизнеспособным оказывается только искусство, вызвавшее при появлении на свет сильные эмоции, пусть и очень неприятные.

Рядом с выставкой “Оттепель” в постоянной экспозиции Мраморного дворца показывают работы, которые галерея М. Гельмана принесла в дар Русскому музею три года назад. С новой выставки туда добавится еще одна. В общем, галерист Марат Гельман спокойно и последовательно идет своим путем в искусстве — не важно, что он проходит по распутице и бездорожью.

Выставка открыта до 21 февраля.

 



Имя:


Город:

Введите код, который вы видите:
Текст комментария: (максимум 2000 символов)

ПОИСК
| реклама | контакты
Политика
 Выборы 
05.02.07
Елена Руднева
 Страна 
05.02.07
Светлана Гамова
 НАТО 
05.02.07
Денис Попович
 Визит 
05.02.07
Сергей Сидоренко, Алексей Гужва

Экономика
 ВТО 
05.02.07
Ирина Кожухарь, Киев
 Претензии 
05.02.07
Федор Чайка
 Безопасность 
02.02.07

Гуманитарная аура
 Святыни  
05.02.07
Григорий Полюшко, главный хранитель фондов Национального Киево-Печерского историко-культурного заповедника
 Изобличение 
02.02.07
 Рецензия 
31.01.07
Валерий Соловей