Александр Кравчук
Скорее всего, главные силы финансовый реформатор бросит на обновление отечественной фискальной системы. «Налоговый кодекс, налоговая амнистия и либерализация налогообложения — главные составляющие преобразования экономики», — не уставал твердить г-н Азаров во времена своего первого вице-премьерства. Активно продвигает он этот девиз и сейчас, едва вступив в должность. Обещанные льготы получат не всеСуть реформирования Николай Азаров видит прежде всего в снижении базовых ставок основных налогов. Однако быстрого воплощения в жизнь своей идеи не обещает. По словам Николая Яновича, подготовкой реформы правительство займется лишь в следующем году, а непосредственное снижение фискального давления начнется с 2008 года. Гораздо раньше будет пересмотрена правительственная политика в части предоставления преференций. Новый вице-премьер-министр финансов говорит о восстановлении льгот для эффективных СЭЗ и ТПР и о возможных компенсациях работающим там инвесторам за понесенные ими убытки практически как о свершившемся факте. Хотя на соответствующие законодательные изменения ему еще необходимо получить согласие депутатов. Как и на реализацию еще одной озвученной инициативы «исправления ошибок» отставленного правительства — восстановление ранее действовавших ставок ввозной пошлины, сниженных в рамках взятых Украиной обязательств по вступлению в ВТО.Едва ли не единственной позицией, по которой совпадают взгляды ушедшего и нынешнего министров финансов, является необходимость ликвидации упрощенной системы налогообложения. И хотя г-н Азаров нещадно раскритиковал своего предшественника за такие намерения, пообещав упрощенцам безоблачное существование и в дальнейшем, сам он не менее активно проталкивал аналогичную идею в прежнюю бытность на должности. «В законах, которые мы будем принимать, мы пойдем на максимальное упрощение функций администрирования налога. В этих условиях не могут существовать несколько систем налогообложения. Правительству гораздо выгоднее пойти на еще большее снижение ставок и на более простые механизмы работы, чем согласиться с сохранением абсолютно разных, в корне друг другу противоречащих, схем налогообложения», — комментировал свою позицию по этому вопросу г-н Азаров три года назад.Азаров тоже любит экономитьНе менее основательные изменения ожидают и сферу управления бюджетными финансами. Г-н Пинзеник скорее был сторонником идеи их максимальной централизации. Взять хотя бы введенный Госказначейством с благословения Минфина буквально накануне назначения нового правительства порядок выделения средств бюджетным распорядителям (если ранее местные органы власти и госучреждения получали деньги на свои счета в рамках бюджетного расписания, то теперь их будут финансировать по факту предоставленных ими подтверждений о предстоящих тратах). Зато его преемник не против, чтобы средства оседали в регионах. В 2004 году явно не без участия г-на Азарова правительство разрешило местным бюджетам оставить у себя все сверхплановые поступления ноября и декабря, хотя по действовавшим тогда правилам госказне необходимо было отдавать половину сверхнормативных доходов.Сходство же бывшего и нынешнего министров финансов заключается в явной нелюбви финансировать расходные статьи бюджета: Виктор Михайлович львиную долю необходимых сумм расписывал на конец года с тем, чтобы получатели просто не смогли их потратить за оставшийся месяц, а Николай Янович просто не давал денег. «Правительство, выполнив государственный бюджет в первом квартале с профицитом и имея свободные остатки средств бюджета на начало года, не обеспечило проведения предусмотренных бюджетной росписью расходов в полном объеме», — констатировали в свое время аудиторы Счетной палаты по итогам проверки исполнения бюджета-2004.Зона конфликтаПретворение в жизнь идей Николая Яновича в скором будущем может вызвать несколько конфликтов с коллегами по цеху. В сущности, первый уже начал назревать. Буквально за несколько дней до того, как г-н Азаров сменил депутатское кресло на вице-премьерское, налоговая беспощадно раскритиковала его план по возвращению льгот спецзонам. «Такие механизмы не должны применяться, поскольку исключение из общих правил в налогообложении для отдельных субъектов хозяйствования приведет к нарушению принципа равенства в налогообложении в разрезе отдельных предприятий и регионов, ухудшению структуры импорта и необоснованным потерям бюджета», — отмечалось в официальном комментарии ГНАУ. Впрочем, открытого противостояния между Николаем Азаровым и Александром Киреевым ждать не стоит — главный налоговик для этого достаточно толерантен. Зато с главой приватизационного ведомства, кто бы ни занял эту должность, Николаю Яновичу, очевидно, придется еще схлестнуться не раз, если, конечно, этот чиновник не будет полностью лояльным к вице-премьеру. Причина остается неизменной. Г-н Азаров, как и его предшественник, — сторонник того, чтобы покрывать бюджетный дефицит за счет приватизационных средств, а значит, выступает за продолжение «большой» приватизации. Напомним, что ныне действующий глава ФГИ Валентина Семенюк ратует за сохранность в собственности государства ликвидных активов и ложится костьми, отправляя правительство искать недостающие казне средства на рынке заимствований.