РОССИЙСКО-УКРАИНСКОЕ ОБОЗРЕНИЕ
17:25
16:18
15:32
14:17
12:34
Экономика
 Сотрудничество 
24 August 2007 г.
версия для печати
ОАК импортирует техническую мысль
России не хватает украинских инженеров

Михаил Кукушкин

Похоже, что заглохшее было российско-украинское сотрудничество в области авиастроения активизируется. Вчера на были сделаны первые заказы на производство в России разработанного киевским Авиационным научно-техническим комплексом (АНТК) им. Антонова самолета Ан-148. Лизинговая компания «Ильюшин финанс Ко» (ИФК) сделала Воронежскому акционерному самолетостроительному обществу (ВАСО) заказ на 34 самолета Ан-148. Конечные потребители - авиакомпании «Полет» и ГТК «Россия» - на сегодняшний день разместили в ИФК в общей сложности 16 твердых заказов и шесть опционов на Ан-148. Российский старт программы Ан-148 не единственный признак оживления российско-украинской кооперации в авиастроении, проявившийся на МАКСе. Характерной чертой новой эпохи в этом сотрудничестве обещает быть глубокое вовлечение украинских инженерных и конструкторских организаций в проектирование и модернизацию самолетов для российского рынка, при том что серийное производство этих машин будет организовано в основном на российской территории.

Днем раньше в Жуковском АНТК им. Антонова заключил два соглашения такого характера. Вместе с российской авиакомпанией «Волга-Днепр» и запорожским двигателестроительным объединением «Мотор-Сич» АНТК подписал соглашение о программе возобновления серийного производства и модернизации существующего парка грузового самолета Ан-124, используемого для перевозки сверхгабаритных и сверхтяжелых объектов. А с Новосибирским авиационным производственным объединением (НАПО) им. Чкалова киевляне подписали пакет соглашений о подготовке программы модернизации самолета для местных линий Ан-38, создания его новых модификаций, а также о создании совместного предприятия для оказание полного комплекса услуг заказчикам самолета, включая адаптацию машин к их требованиям, поставку и послепродажную поддержку Ан-38.

Интерес российских коллег к научно-техническому и инженерному сотрудничеству с Украиной продиктован тем, что именно эта часть украинского авиастроительного комплекса, сконцентрированная в АНТК, сохранила наибольший рыночный потенциал и конкурентоспособность по сравнению с производственными предприятиями. Два украинских авиазавода - киевский «Авиант» и Харьковское ГАПП - в силу разных причин, прежде всего финансовых, с 2006 года не поставили заказчику ни одного самолета (ХГАПП, правда, отправило три машинокомплекта Ан-140 для сборки за границей: два в Иран и один в Россию). В то же время в России наблюдается обратная ситуация: авиазаводы (ВАСО, ульяновский «Авиастар», самарский «Авиакор») после фактического простоя в конце 1990-х - начале 2000-х годов наращивают производство, но в отрасли ощущается острый дефицит конструкторских кадров.

В связи с этим, а также на фоне формирования в России Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) на самом высоком государственном уровне оживились разговоры о желательности интеграции профильных украинских предприятий в ОАК. Премьер-министр Украины Виктор Янукович, посетивший МАКС в день открытия, вел по этому поводу переговоры с первым вице-премьером России Сергеем Ивановым. Завершились эти переговоры осторожным шажком навстречу друг другу - подписанием меморандума о взаимопонимании и сотрудничестве между ОАК и сходной украинской структурой, госконцерном «Авиация Украины». В отрасли ждут продолжения. «Вопрос интеграции ОАК и «Авиации Украины» - это вопрос решения Украины», - сказал «Времени новостей» во время МАКСа министр транспорта России Игорь Левитин.

«Нам нужны ресурсы, инженерные и человеческие, которые есть на Украине, в частности в АНТК Антонова, а Украине нужны российские технологические мощности. У нас есть интерес друг к другу», - заявил «Времени новостей» на МАКСе гендиректор лизинговой компании ИФК Александр Рубцов.

Наряду с объективной полезностью сотрудничества в этом деле присутствуют и серьезные препятствия, связанные как с общеполитическими проблемами межгосударственных российско-украинских отношений, так и с внутренними отраслевыми. Украина имеет не слишком удачный опыт консолидации собственного авиастроительного комплекса. В 2006 году началась и завершилась история государственной авиастроительной корпорации «Национальное объединение «Антонов», в которой предполагалось интегрировать три ведущих предприятия отрасли: АНТК, «Авиант» и ХГАПП, а также их более мелких смежников. Однако реальных полномочий по управлению своими составными частями структура не получила. В чисто юридическом плане выяснилось, что украинское законодательство не позволяет организовать единую компанию на базе госпредприятий, каковыми являются все три столпа украинского авиапрома. В декабре 2006 года Верховная рада проголосовала за создание новой структуры - госконцерна «Авиация Украины». Доказать свою эффективность ей еще предстоит.

Как полагает руководитель российской аналитической службы «Авиапорт» Олег Пантелеев, самой правильной политикой для России в этом контексте будет сдержанность и упор на развитие конкретных взаимовыгодных проектов. «России не стоит агрессивно давить на украинскую сторону, отстаивая свои глобальные интересы. Следует сосредоточиться на таких проектах, как, например, совместное предприятие по Ан-38, о котором АНТК и НАПО только что договорились на МАКСе», - считает г-н Пантелеев.



Имя:


Город:

Введите код, который вы видите:
Текст комментария: (максимум 2000 символов)

ПОИСК
| реклама | контакты
Политика
 Юбилей 
24.08.07
Людмила Шангина
 Власть 
24.08.07
 Итоги 
24.08.07
Ольга Мусафирова, Павел Динец

Экономика
 Наемники 
24.08.07
 Цена 
23.08.07
Михаил Сергеев
 Газоснабжение 
23.08.07
Алексей Грива

Гуманитарная аура
 Флаг 
23.08.07
Виктор Дяченко
 Наследство 
22.08.07
Лариса Марчук
 Молодежь 
22.08.07
Екатерина Савина