РОССИЙСКО-УКРАИНСКОЕ ОБОЗРЕНИЕ
19:40
18:13
17:02
16:59
16:40
Обзоры
28 November 2008 г.
версия для печати
Иван Мазепа и Петр I: к реставрации знаний об украинском гетмане и его окружении
1. ХАЗАРСКИЙ МИФ ПРОТИВ ИМПЕРИИ

Для профессиональных историков и граждан Украины очень интересным продолжает оставаться вопрос перехода Ивана Мазепы на сторону Карла ХІІ. Почему Иван Мазепа и его окружение поступили в 1708 г. так, а не иначе? То есть на заре ХХІ в. украинцев начинают интересовать не оценочные суждения о людях прошлого, а сами исторические фигуры. С одной стороны, люди Гетманщины XVIII в. были другими, по сравнению с нами. Они иначе воспринимали мир, материальные и духовные ценности. Мотивация их поступков и аргументация их действий также не была похожа на нашу. С другой стороны — Иван Мазепа, Пилип Орлик, Дмитрий Горленко, Даниил Апостол, Павел Полуботок и многие другие представители казацкой элиты были похожи на современных людей с их амбициями, чувствами и страстями.

Для историков мотивация действий значительной части украинской элиты в 1708 — 1709 гг. заключается в своеобразной политической культуре обществ Центральной Европы. Главным термином этой культуры были «вольности». Вольности для людей Центральной Европы XVIII в. были выражением их земной жизни, поэтому в документах они также фиксировались другими понятиями, а именно: «права», «свободы», «привилегии». В реальной жизни, вольности Центральноевропейских обществ давали элите богатство, власть и статус. Поскольку вольности были смыслом земной жизни, элиты за них были готовы платить жизнью. Именно это и произошло на рубеже XVII — XVIII вв., когда Центрально-Восточная Европа на десятилетие окунулась в стихию войн. Во время этого «генерального кризиса» вольности центральноевропейских элит были поставлены под сомнение, поэтому их защищали во всех без исключения странах Центральной Европы. Кроме всем известного восстания Ивана Мазепы, в Ливонии Йохан Рейнхольд фон Паткул в 1699 г. договорился с польским королем Августом о переходе его родины под протекцию саксонского курфюрста в обмен на защиту вольностей Лифляндии, правитель Молдовы Дмитрий Кантемир в 1711 г. подписал соглашение с Петром I о подданстве своей родины Московскому государству ради защиты традиционных вольностей. Подобные случаи произошли с трансильванским князем Ференцем Ракоци, бранденбургским кюрфюрстом Фридрихом I и польским королем Станиславом Лещинским.

Украинская казацкая старшина, речпосполитская и венгерская шляхты, молдавские бояре, ливонские бароны осознавали себя народом— политической нацией, от которой зависела жизнь их родины. Они в своих представлениях и идеях «заботились» о вольности «поспильства» — правах крестьян и мещан. Интересно, что простой народ, по историческим свидетельствам, в значительной степени также это признавал. В таких условиях казацкие интеллектуалы оправдывали пером вольности своего народа, то есть право своей родины на самобытное развитие. Следствием интеллектуальной защиты украинской государственности стала идея происхождения казачества «от хазар». Автора этой идеи трудно найти по историческим свидетельствам прошлого. Хазарская идея использовалась в произведениях Григория Грабянки (и авторов рукописей, которые он использовал), Пилипа Орлика и Самийла Величка. Хазарский миф стал украинским отзвуком распространенной в Речи Посполитой шляхетской сарматской идеи. Самийло Величко был одним из первых, кто объединил сарматскую и хазарскую легенды и отождествил «казацкий народ» с «сарматской шляхтой» Речи Посполитой. По «Летописи Гадяцкого полковника Григория Грабянки» «народ малороссийский, прозванный казаками, имеет очень древнее происхождение от скифского рода... от хазар...» Согласно хазарской версии корней казацкой истории «народ славенский или хазары сначала будучи страшилищем для народов запада и востока, севера и юга, в ничто превратились после войны с французами. Остались только те хазары, которые издавна проживали над Черным морем... И хотя количественно это племя и уменьшилось, однако мужество их не оскудело... память о половцах и печенегах совсем пропала, а у хазар малорусские вои мало что изменили: изменили название, вместо хазар казаками именуются». С конца XVII в. представители казацкой старшины говорили о «казацкой нации» подобно «шляхте-нации», которая наследовала землю от древних правителей, а в Конституции Пилипа Орлика (1710 г.) предки казаков — хазары изображены подобно польским предкам — сарматам. Заимствование мифа польского сарматизма очевидно указывает, что украинская старшина была склонна к достижению подобного общественно-политического положения, которым довольствовалась польская шляхта. Важно, что создание исторического мифа было естественным для того времени. Самийло Величко часто цитировал документы из выдуманного диариуша воображаемого писаря Богдана Хмельницкого. «Летопись Григория Грабянки» выстраивала происхождение казачества через подобие слов «казаки» и «хазары» и тому подобное. История в то время «объявляет намъ всем, что въ свете памяти достойного до насъ происходило», а казацкие интеллектуалы придирчиво не относились к реальным историческим фактам.

По хазарской терминологии Украина воспринималась как что-то отдельное от Московского государства. Древние казаки назывались хазарами, которые не имели этнического, политического, культурного и религиозного сходства с Московским государством. Тогдашняя Украина, как и Беларусь, в части исторических источников воспринималась как «часть древней Европейской Сарматии». Эти представления и идеи принадлежали к центрально-европейскому восприятию общественной жизни, которая в то время была достаточно светской. Поэтому хазарский миф противоречил этногенетической и религиозной легенде, созданной сторонниками малороссийской идеи, по которой восточные славяне были потомками шестого сына Иафета. Кроме того, хазарский миф секуляризировал генеалогию казачества и разорвал религиозную связь между Гетманщиной и Москвой.

Хазарский миф остался в истории попыткой интеллектуального обоснования самобытности Украины раннего нового времени. В последующие десятилетия XVIII ст. он почти забыт, хотя и вспоминается в «Разговоре Семена Дивовича», списках «Летописи Грабянки». Этот миф был идеологической основой борьбы украинской элиты против Российской империи, которая по своеобразной логике развертывалась очень стремительно.

2. «ВОЛЬНОСТИ» ПРОТИВ «ОБЩЕГО БЛАГА»

История восприятия Ивана Мазепы неразрывно связана с историей развития украинского национального сознания. Знаковой особенностью украинской истории стало то, что ранненациональный украинский миф строился, в те времена, когда принято было замалчивать гетманство Мазепы, а историческая память модерной украинской нации видит в нем определяющую фигуру национальной памяти. Чтобы иметь право оценивать поступок Ивана Мазепы в 1708 г., необходимо знать, какими были представители власти XVIII века в Центральной Европе. Это важно, поскольку тогдашняя христианская Европа четко поделилась на Западную, Центральную и Восточную. В каждом из этих регионов господствовала определенная политическая культура, которая позволяла делать людям определенные поступки (или выносила их за пределы здравого смысла). Например, в таких странах Центральной Европы, как Речь Посполитая, Ливония, Молдова, Украина-Гетьманщина люди, которые имели власть, думали, разговаривали и действовали в пределах «вольностей». «Вольность» была заменителем современных законов, политической культуры и даже самих отношений в государстве. В Восточной Европе — тогдашней России, со времен Петра І высшие представители власти представляли политику «общей пользы» — «всеобщего блага». Реформы Петра І были в значительной степени навязыванием «общей пользы» как русским, так и украинцам. Это не нравилось как первым, так и вторым, и они сопротивлялись власти, в том числе и при помощи оружия. Однако выступление Мазепы против Петра восприняли как измену Российскому государству.

В тогдашних источниках поступок Мазепы называли «измена Мазепы», а сам украинско-шведский союз как «несчастливый шведский год». Как относились к подобным поступкам в странах Центральной Европы? Как мы уже упоминали, подобные поступки случались в то время во всех странах региона. Какой была их мотивация, ради чего рисковали жизнью? «Вольности» были смыслом земной жизни, поэтому за них были готовы платить жизнью. Для понимания вольностей центральноевропейских обществ необходимо рассмотреть три самые главные их составляющие: богатство, власть и статус.

Богатство. В XVIII век в экономическом отношении Гетманщина вошла как периферия раннемодерной европейской экономики. Успешному развитию раннемодерной Украины содействовало ее расположение на пересечении торговых путей между Восточной Европой, мусульманским миром и Центральноевропейскими странами. Конец XVII и начало XVIII веков стали временем хозяйственного развития и увеличения внешнеторгового оборота. Именно экономическое могущество украинской элиты придало ей политической значимости в собственных глазах. Поэтому господствующее экономическое положение элиты перетекало в реальную власть в обществе, которая закреплялась созданием «хазарской» идеологии. По этой идеологии, казачество — потомки древних хазар. Эта идея украинской элиты давала ей полное право хозяйничать в собственной стране. Реальное и воображаемое ограничение вольностей (в первую очередь — экономических) казацкой элиты русской центральной властью привело к выступлению 1708 — 1709 гг.

Власть. После этого, на рубеже XVII — XVIII веков, для казацкой элиты и ее гетмана самым главным заданием стало сохранение традиционного для них хозяйственного и общественно-политического уклада. Это было возможным при условии дальнейшего усиления власти Ивана Мазепы и его сторонников среди казацкой старшины. Однако этому помешали действия протектора украинского государства. Петровские реформы были в значительной степени непонятны даже такому образованному человеку как Иван Мазепа, а тем более казацкой старшине. Они жили представлениями и идеями Центральной Европы и любые изменения политической жизни были для них ограничением (или лишением) их власти. Поэтому украинская элита была готова рисковать своей установившейся жизнью, поскольку эту жизнь на их глазах менял их протектор. Один из лидеров старшинской элиты — Василий Кочубей написал донос Петру І с целью приведения к власти нового гетмана, который бы тщательнее защищал украинскую автономию. Мазепа в такой сложной политической ситуации взял инициативу в свои руки, но потерпел поражение. Важно, что в те запутанные времена военного противостояния в Центрально-Восточной Европе представители Гетманщины брали пример со своих коллег из Ливонии, Венгрии и Речи Посполитой и стали образцом наследования для бояр Молдовы.

Статус. Украинская элита свои земли и власть превращала в качественно новый статус в пределах казацкого общества. Во времена Ивана Мазепы новая элита получила официальное название «Значне військове товариство». Все значительные военные товарищи были занесены в реестр. Представители значительного военного общества приобщались к власти следующим образом: товарищ выполнял различные обязанности (курьерская служба, суд и тому подобное), а когда занимал военную или административную должность, его вычеркивали из списка. Таким образом, существовал слой приобщенных к власти людей, на который опиралась гетманская администрация. В дальнейшем «Значне військове товариство» превратилось в иерархическую трехуровневую структуру. За представителями наиболее зажиточных и самых влиятельных семей Гетманщины закрепилось название «бунчукові товариші». Они подчинялись непосредственно гетману и не подчинялись местной администрации. Подавляющее большинство наивысших служащих (генеральная старшина, полковники, полковая старшина) получали свои должности из рядов бунчуковых товарищей. На средней ступени иерархии находились «военные товарищи», подчиняющиеся Генеральной военной канцелярии. Сотников и канцелярских чиновников набирали среди военных товарищей. Наиболее численную ступень составляли «значкові товариші», которые подчинялись власти полковника и занимали должности низшей полковой старшины и канцеляристов.

Следовательно, подытоживая, можно отметить, что именно защита традиционных, исконных «вольностей» казацких и столкновение их сторонников с концепцией «общего блага» Петра I были движущей силой большинства конфликтов украинской истории начала XVIII века. Именно здесь следует искать ключи к многим трагедиям той эпохи.

День

Имя:


Город:

Введите код, который вы видите:
Текст комментария: (максимум 2000 символов)

ЮРИЙ, ПИТЕР, 17.12 12:06
Северное и Балтийское моря были в 1У-Х веках, в так называемую «эпоху викингов», внутренними русскими морями. Это непреложный факт, подтверждаемый всем собранным на сегодняшний день научным материалом (подробнее - в готовящихся к публикации трудах Ю.Д.Петухова «Варяги» и «Вандалы»), подтверждаемый всей историей европейской цивилизации. И тем не менее, ученые мужи Европы и России бегут от него как от огня, закрывая на очевидное глаза.
Изначальное проживание русов в Скандинавии и Северной Европе сказывается и поныне. Современные, предельно германизированные в результате поздней герма-ноязычной экспансии шведский, норвежский, датский языки можно отнести к германской группе языков с очень большой натяжкой (даже в тех словосочетаниях, что по-

стоянно на слуху типа «Svenska bladet», «svensk-rysk ordbok», «historiska museum» мы четко и ясно и видим и слышим русские (славянские) суффиксы, а отнюдь не германские «шведиш-русиш»). Ещё вплоть до ХII-ХVIII веков в Скандинавии говорили на искаженном славянорусском наречии, напичканном множеством также искаженных заимствованных и навязанных пришлецами германских слов.

ЮРИЙ, ПИТЕР, 17.12 12:03
, царства своего и справедливости, отсюда, кстати, и все «рыцарские романы». Да и какие «айвенго», какие «англичане» могли населять Англию XI века, когда англичан в их нынешнем понимании вовсе не было, а земли, занятые ими позже, населяли русы?! Я пониманию, что для нынешних «эстетов» русско-«деревенское» Иванко звучит несравненно кондовее и вульгарнее, чем благозвучно-заморское, с аглицким модным прононсом Айвенго, но тем не менее, так есть - в истоках, корнях, архаике всё значительно приземленней, реальней и простонародней, чем в романах для «утонченных» особ. Историю, господа, надо знать не по романтическим новеллам!

ЮРИЙ, ПИТЕР, 17.12 12:01
факуяма, 02.12 07:43
1) До XVIII века язык Московии не считался никем в мире русским языком, а назывался конкретно языком московитов

Ты идиот безграмотный.............прочти эти книги ,может поумнееш.......

АВТОР:---Ю.Д. ПЕТУХОВ. “Подлинная История Человечества.
Часть –1.2. ДРЕВНЯЯ ИСТОРИЯ РУСОВ -=
с 40---IV ТЫСЯЧ ЛЕТ до н. Э. По Рождество Христово.”
“РУССКИЕ БОГИ ДРЕВНЕГО МИРА.”
“ КОЛЫБЕЛЬ ЗЕВСА.”
“ДОРОГАМИ БОГОВ.”
« ДРЕВНИЕ РУСЫ ВОСТОКА»
«НОРМАННЫ.РУСЫ СЕВЕРА.»
Автор- А.А. АБРАШКИН. “ПРЕДКИ РУССКИХ В ДРЕВНЕМ МИРЕ.”
Автор—Е.П. САВЕЛЬЕВ. “ДРЕВНЯЯ ИСТОРИЯ КАЗАЧЕСТВА.”
Язык хранит, если не всё, то очень многое, иной раз для примера не требуется каких-то особых выдержек из научных трудов, достаточно слегка напрячь память. Возьмем даже островную Англию: легендарный король Артур, это ни что иное как славянорусский Яр-тур (вариант Буй-тур) - этноним и мифообраз неразделимы; Уэльс-Вэлс - есть одна из сотен тысяч производных в Европе от русского «волос-велес» во всех значениях теони-ма; основатель англосаксонской династии - Рэдвальд это искаженное типичное русское двойное имя Родволод (вариант Рудволод - «рыжий-красный владетель»); и так до бесконечности. Спустя Иван (версию происхождения русского «иван» от семитского «йоханноанан» мы отвергаем начисто как несостоятельную в связи с тем, что: а) «иван» в различных формах «яван-ёван-ован-иван-яан» и т.д. бытовало на Руси задолго до христианизации; б) подавляющее большинство «древнееврейских» имен заимствовано у индоевропейцев семитами-кочевниками, вторгшимися в 1 тыс. до н.э. из Аравийских пустынь на Ближний Восток), это русское Иванко, и образ Иванко-Айвенго - это образ Ивана-царевича, рыщущего по земле в поисках царевны своей, царства своего и

Сандро, Москва, 15.12 17:52
Факуяма - старая украинская фамилия, образованная от слова фак (то есть, факать-фукать или пукать) в языке одного древнего украинского племени, от которого позднее произошел тибетский снежный человек.

факуяма, 02.12 07:43
1) До XVIII века язык Московии не считался никем в мире русским языком, а назывался конкретно языком московитов, московитским. 2) Русским языком до этого времени назывался именно и только украинский язык. 3) Язык Московии – московитский язык – не признавался до этого времени европейскими лингвистами (в том числе славянских стран) даже славянским языком, а относился к финским говорам. Конечно, сегодня все не так: ради имперских интересов завоевания славянских стран Россия оказала огромное влияние на свою лингвистическую науку, ставя ей задачу придания языку России «славянского статуса». Причем, если бы западнее России жили германские народы, то точно так она бы доказывала, что русский язык – из семьи германских языков: ибо таков был бы заказ Империи. следует вспомнить, что Россия – это неславянская страна. К территориям, населенным древними околославянскими народностями, можно отнести лишь Смоленск, Курск, Брянск – территории древних кривичей (славянизированных западными славянами балтов). Остальные земли – финские, где никаких славян никогда не жило: чудь, мурома, мордва, пермь, вятичи и прочие. Сами главные топонимы исторической Московии – все финские: Москва, Муром, Рязань (Эрзя), Вологда, Кострома, Суздаль, Тула и т.д. Эти территории были за несколько веков завоеваны колонистами-ободритами Рюрика, приплывшими с Лабы (Эльбы), однако число колонистов (построивших возле Ладоги Новгород – как продолжение существовавшего тогда полабского Старогорода – ныне Ольденбурга) было в этих краях крайне мало. В редких городках-крепостях, основанных ободритами-русинами и норманнами (датчанами и шведами), жила горстка колониальных правителей с дружиной – сеть этих крепостей-колоний и называлась (местной) «Русью». А 90-95% населения края было неславянскими туземцами, подчинявшимися этим более цивилизованным оккупантам. А АВТОР-ПРОВОКАТОР.

Кшиштов, Киев, 30.11 19:56
Да статейка дешевая. Автор даже подтверждает антиукраинские идеи некоторых авторов (сам не понимая этого). Останавливаться на этом не буду. МАзепа и иже с ним были самыми богатыми в Европе землевласниками (видимо их сильно угнетали). Терять богатства в ходе Северной войны им не захотелось. Вот всся логика этого быдла. ЗАПОМНИТЕ ЖИТЬ В ЕВРОПЕ ЭТО НЕ ЗНАЧИТ БЫТЬ ЕВРОПЕЙЦАМИ.

Сергей, Екатеринбург, 29.11 20:14
Мда, статейка высосана из пальца. Автор даже не знает, что казаки - это ДЕЙСТВИТЕЛЬНО потомки хазар (так же, как русские - потомки тюрок и финно-угров).
Кто интересуется этим - может почитать Льва Гумилёва - "Тысячелетие вокруг Каспия", "Древняя Русь и Великая степь" и другие книги.

Дмитрий, Одесса, 29.11 19:28
А ты, не представившееся чмо, точно знаешь свою генеалогию? Не вышли ли твои предки с Киевской Руси? Может, с Черниговщины? Вот такое гнилье и сеет одноклеточную заразу.

29.11 16:34
Не помню где,но пришлось прочитать трактат о концепции появления 140.000 лет назад в жирном и тучном черноземе одноклеточных "укров".И в процессе эволюции под песни на ридной мове они выбрались из гумуса и заселили просторы Окраины.Так появились укросапиенсы

Матрос Железняк, Кронштадт, 29.11 12:08
Какая реставрация? Это же оба - ЕВРОпроходимцы, только каждый по-своему.

Дмитрий, Одесса, 29.11 09:42
Сергій, Донецьк, 28.11 18:12
Ага. Мы уже не русские, а укры. А теперь еще и не укры, а хазары.

обыватель, Тюмень, 28.11 20:09
Сергій, Донецьк
Ури, Калач-на-Дону,
история сама по себе наука точная. только всяк её интерпретирует в угоду тому, кто сильнее, больше платит, и т.д. и т.п. статья заказная, заказчик, похоже, ющ с хозяевами и мы, не зная истины ( нас учили истории от других заказчиков), ето всё "хаваем". только уж очень грубо сделано.

Ури, Калач-на-Дону, 28.11 18:20
Автор прав в том, что всему виной была политика Петра I.

Сергій, Донецьк, 28.11 18:12
А давайте еще и еще плюнем и нагадим в нашу историю! История страны как свои дети. Вроде объективно ничем и не хуже и не лучше других детей, а субъективно для тебя они много лучше и краше. Если хулить все время - что из них выростет? Так и здесь. Многое про козаков - правда. Но время какое было? Посмотри на Европу того времени. Везде войны, кровь, и бандформирования)) Какие ремесла и земля?

Николай, Харьков, 28.11 17:37
Весь прикол в том, козацька старшина понятия не имела про якусь "украину", и себя никогда украинцами не называла. И Мазёпа тоже.

Лена, Запорожье, 28.11 15:41
Дмитрий, Одесса, 28.11 14:34
И не только " сидели "..... они еще и грабежами занимались.... Да так лихо !!!
И не такими уже они и вольными были ! Казаки так быстро зажлобились.... среди них появилось много зажиточных куркулей... которые даже повинности ввели и даже пытались холопов себе иметь !
Это щас их бессеребниками выставляют.... а на самом деле не такие они уже и бедные были... Оброки и поборы за прохождение грузов без таможенной декларации брали.... не раз матушке царице купцы жаловались за непомерно высокую мзду казаков... Да и мародерничать любили !
А по пьяни любимым делом были драки - стенка на стенку ! А куда свободной дури было девать ? Не учились.... ремесла не постигали... землю не обрабатывали... только тем и занимались, что в войнушку игрались !
А таперь такие прямо защитники ! да куда там !
Обычные гулёны и безграмотные бездари !

Андрей, Москва-Песчанка, 28.11 15:32
Дмитрий, Одесса. Глаголишь истину, уважаю!

Дмитрий, Одесса, 28.11 14:34
Безусловно, украинская старшина была сказочно богата, только сколько той старшины? Все, что лежало южнее Киева, было в полном запустении. Все побережье - это турецкие владения, а севернее, вплоть до Киева, никто не селился из-за крымских татар.
Запорожские же казаки - это вообще анархисты. Сидели упырем на днепровском торговом пути, не в состоянии оказать сопротивление ни одному войску, с которым сходилось в сражении. Какая государственность от огромной шайки разбойников, которая жила ведь не сельским хозяйством, а только грабежом и содержанием московского царя. экономический подъем Украины начался при Екатерине Второй, благодаря победам русского оружия, захвату Крыма, вытеснения турок из Северного Причерноморья и договорам той же Екатерины с турками о пропуске торговых судов через проливы. Вот это уже предопределило тот экономический бум, благодаря которому и поднялась моя родная Одесса в третий город империи.
А насчет идентичности, ну, Олег ведь, ходя на хазар, был не московитом.

Дмитрий, Одесса, 28.11 14:24
Полный бред. Как такое можно писать, имея хоть крупицу здравомыслия?
Да, сознание тогдашних людей было другим. И основывалось оно на монархическом праве. В сознании тех людей просто не укладывалось понятие сепаратизма, потому что любой народ мог быть только подданым. Герцогство Бургундское могло пытаться отстаивать независимость от Французского королевства, потому что герцог является независимым и наследным правителем. Гетман таким правом, исходя из юридических и психологических представлений того времени, не обладал. Вспомните, как при Хмельницком решали, под кого пойти: если не под польского короля, то под султана или московского царя. О независимости ни слова. Все, что хотела старшина - это равных с польскими магнатами прав. И Мазепа метался от султана к Карлу, мечтая не о независимости, а о вольности. Сейчас уроды от истории пытаются жонглировать словами, пытаясь выехать на изменении, с течением времени, значения слов, но вольность - это не независимость. Всякий щляхтич сам себе господин - польский вариант вольности. Только это не начало украинской государственности, а полное ее уничтожение.









ПОИСК
| реклама | контакты
Политика
 Президент 
19.12.08
Наталия Ромашова
 Профукали 
19.12.08
Александр Гольц
 Война 
18.12.08
Алексей Мустафин, шеф-редактор телеканала СТБ

Экономика
 Пропаганда 
19.12.08
 Отключим газ! 
18.12.08
 Падение 
18.12.08
Юрий Глухов

Гуманитарная аура
 Был ли мальчик? 
19.12.08
 Арт-неофашизм 
19.12.08
Екатерина Деготь
 Оценки 
18.12.08
Сергей Черняховский