РОССИЙСКО-УКРАИНСКОЕ ОБОЗРЕНИЕ
17:41
16:43
15:55
15:31
15:05
Обзоры
30 января 2006 г.
версия для печати
Незалежный путь в альянс
Судьба трехлетнего плана по вступлению Украины в НАТО зависит от исхода парламентских выборов

В среде экспертов бытует мнение, что последнее расширение НАТО состоится в 2008 г. В этой финальной волне неофитов альянса должна оказаться и Украина: атлантические заявления как Киева, так и Брюсселя ориентированы именно на 2008 г. На эту дату ориентированы и планы нынешней власти Украины.

Так, в декабре 2005 г. Виктор Ющенко поручил кабинету министров создать постоянно действующий орган по вопросам подготовки Украины к вступлению в НАТО. Это определено указом президента, которым вводится в действие решение Совета национальной безопасности и обороны от 25 ноября 2005 г. «О неотложных мерах по дальнейшему развитию отношений Украины с Организацией Североатлантического договора». В том же декабре два наиболее ярких сторонника вступления Украины в НАТО из состава правительства – министр обороны Анатолий Гриценко и иностранных дел Борис Тарасюк – заявляют, что Украина будет готова к членству в НАТО в течение трех лет.

В январе 2006 г. генеральный секретарь НАТО Яап де Хооп Схеффер назвал Украину в числе стран, которые могут войти в следующую волну расширения альянса в 2008 г. «Мы ожидаем, что страны-кандидаты с западных Балкан могут присоединиться к альянсу, но срок вступления связан с практическими достижениями, а не со сроком проведения саммита. Это в полной мере касается и других стран-кандидатов, в том числе Украины», – утверждает генсек НАТО.

Общие контуры подготовки к этой процедуре выглядят так. 30 января в Киеве пройдет встреча украинских и натовских экспертов для обсуждения материалов, подготовленных специалистами по разработке Плана действий относительно членства Украины в НАТО (ПДЧ). Такие встречи будут поставлены на регулярную основу, чтобы к концу марта подготовить окончательный проект плана для принятия политического решения. Промежуточный этап – проведение в феврале–марте консультационного заседание на уровне экспертов стран «Вышеградской четверки». Цель заседания – предварительная оценка проекта ПДЧ. Опыт стран-неофитов альянса Киев считает для себя наиболее полезным, хотя консультации будут проведены и с экспертами «старых» участников НАТО.

Весьма показательна в этом ключе уже прошедшая 20 января встреча министров обороны стран «Вышеградской группы». На ней было заявлено о поддержке курса Украины на ее полноправное членство в НАТО и о готовности предоставить Киеву необходимую экспертную, техническую, методическую и иную помощь, чтобы ускорить процесс.

Но реперная точка – встреча министров иностранных дел стран–членов НАТО, которая пройдет в Софии 27–28 апреля 2006 г. Если там примут положительное решение, то Украина может начать процедуру вступления в блок уже с сентября 2006 г. Встреча состоится уже после парламентских выборов на Украине, итоги которых будут иметь принципиальное влияние на темпы евроатлантического рывка Киева. Мартовский избирательный Рубикон будет «решающим для демократии в плане выбора будущего развития страны», подчеркнул Схеффер.

Правда, нервозность в планы украинских евроатлантистов вносит инициатива по проведению общенационального референдума по вступлению Украины в НАТО, которая лоббируется Социал-демократической партией объединенной – СДПУ(о). Лидеры этой партии – Леонид Кравчук и бывший глава администрации экс-президента Леонида Кучмы Виктор Медведчук – входят в первую пятерку оппозиционного блока «Не так!». С высокой долей вероятности можно утверждать, что если бы подобный референдум состоялся, то его результаты были бы антинатовскими. Результаты опроса, проведенного Всеукраинской социологической службой с 20 декабря по 3 января среди 4 тыс. жителей Киева, показали, что лишь 12,3% жителей Украины хотят вступления страны в НАТО и ЕС, а 47% выступают за сохранение нейтралитета. Есть риск возникновения сложной коллизии: продекларированный официальным Киевом курс на членство в НАТО будет противоречить волеизъявлению народа. И тогда, учитывая демократические традиции Майдана, ориентиры внешнеполитической и оборонной стратегии Украины придется выносить из натовской зоны.

Показательно, что действующая правовая база Украины не предусматривает четкой процедуры имплементации результатов референдума. Они, по решению президента, должны быть трансформированы в соответствующие концептуальные документы для исполнительной и законодательной власти. Правда, сроки таких действий не оговорены, и в теории президент может затянуть этот процесс. Тогда результаты референдума рискуют превратиться в общенациональный соцопрос, не более. Но итоги «натовского» референдума в любом случае станут острым элементом внутриполитической борьбы. Кроме уже упомянутого блока «Не так!», Партия регионов Виктора Януковича – тоже далеко не атлантисты, а именно ей социологи прочат победу на парламентских выборах. Весьма сдержанно высказывался в отношении НАТО и блок Юлии Тимошенко. Из-за этого команде Виктора Ющенко инициировать референдум сейчас крайне нежелательно.

Вхождение Украины в НАТО может отразиться и на отношениях с Россией, которые то и дело обостряются из-за военно-технической, газовой и флотской проблематики. Но существенно ли? Стоит вспомнить декларативное недовольство Москвы по поводу вхождения в НАТО стран Балтии, потом – Чехии, Польши и Венгрии. И что же? У России как не было стратегии противодействия расширению НАТО, так нет и сейчас. Правда, российские чиновники уже заявили о свертывании ряда военно-технических проектов с Украиной, и в ряде случаев эти угрозы реализуются. Потери только украинской стороны составят не менее 150 млн. долл., а с учетом нереализованных перспектив могут достигнуть нескольких миллиардов.

Но ограничение военно-технического сотрудничества связано не столько с натовскими декларациями Киева, сколько с избыточным потенциалом ВПК в самой России и с курсом на создание замкнутых циклов производства вооружений на своей территории, взятым в конце 90-х гг. Именно поэтому, по данным ЦИАКР, РФ ко второй половине 2005 г. на 8–10% уменьшила число проектов оборонно-промышленной кооперации. В то же время планы поставок авиационной и военно-морской техники свидетельствуют, что в среднесрочной перспективе украинские комплектующие под российские оружейные контракты будут востребованы. А когда к управлению оборонными предприятиями в России и на Украине придут менеджеры новой волны, в сегменте совместного производства вооружений возможно новое сближение.

В практике финансовых и промышленных структур Украины и России это уже случилось: порой трудно сказать, где именно здесь начинается Россия и заканчивается Украина. И нет причин опасаться, что вступление Украины в НАТО уменьшит интерес избыточного российского капитала к ключевым украинским объектам. Пузырь нефтяных сверхприбылей и путинская централизация заставляют российские ФПГ искать новые ниши приложения. И лучшего места, чем Украина – внеблоковая или натовская, – им пока не найти.



Имя:


Email:


Город:

Текст комментария:

ПОИСК
| реклама | контакты
Политика
 Персона 
01.03.06
Виктор Васильев, Виктор Тимошенко, Москва
 Политпрогноз 
01.03.06
Василий Потоцкий, Москва
 Интервью 
01.03.06
Иван Воротынский, Москва

Экономика
 Противоречия 
01.03.06
Виктор Васильев, Москва
 Пересол 
22.02.06
Виктор Васильев, Москва
 Таможня 
22.02.06
Андрей Капустин, Киев

Гуманитарная аура
 Эссе 
01.03.06
Густав Водичка
 Атака 
28.02.06
 Славяне 
28.02.06
Василий Потоцкий, Москва

Яндекс цитирования