Россия заявила, что использует свое право "вето" в Совете Безопасности ООН для того, чтобы предотвратить провозглашение независимого государства в Косово. "Вето" неоднократно применялось великими державами для того, чтобы не допустить в состав ООН какие-либо государства. Причем жертвами "вето" становились не только новорожденные государства, но и державы, существовавшие на политической карте мира несколько десятилетий и даже столетий.
Изначально при обсуждении приема в ООН новых членов столкнулись две концепции. Первую предложили США и их союзники, указывающие, что все государства возможно принять в ООН без особых обсуждений. СССР, в свою очередь, настаивал на том, чтобы каждый случай обсуждался индивидуально. С юридической точки зрения, подобные действия шли вразрез с принципом универсализма ООН, которая изначально задумывалось, как организация всех государств мира.
Ян Воутерс\Jan Wouters и Том Руйс\Tom Ruys, авторы исследования "Реформа Совета Безопасности"\Security Council Reform, указывают, что де-факто эти дебаты были проявлением начавшейся Холодной войны: обе стороны пытались получить численное преимущество в ООН. Поэтому СССР начал активно использовать "вето", чтобы торпедировать прием государств, лояльно настроенных к Западу. В 1946 году СССР заблокировал прием в ООН Трансиордании (ныне - Иордания), Ирландии и Португалии. В 1947 году вновь использовал "вето" против этих стран, добавив к ним Австралию, Италию и Финляндию. В 1948 году СССР не дал вступить в ООН Цейлону (ныне Шри-Ланка) и т.д. Кризис был разрешен лишь в 1955 году, когда был, наконец, достигнут компромисс, и в ООН вступили сразу 16 государств - одним "пакетом".
Чтобы не допустить принятия в ООН новых государств, "вето" применялось 59 раз. СССР прибегал к этому средству 51 раз. Кроме вышеперечисленных стран, Советский Союз таким образом наказывал Кувейт, Мавританию, Вьетнам, Северную и Южную Корею, Японию, Испанию, Лаос, Камбоджу, Ливию и Непал. В большинстве случаев, СССР подобным образом реагировал на политические шаги этих государств. К примеру, Цейлон пострадал потому, что перед подачей заявления о приеме в ООН заключил крупномасштабное военное соглашение с Великобританией (в недавнем прошлом владела этим островом) и сохранил британскую военную базу на своей территории. США семь раз блокировали вступление в ООН Вьетнама (шесть раз - Северного, с которым воевали, и один раз Южного, чьим союзником являлись). Китай подобным образом ставил заслон перед Монголией и Бангладеш.
Ханс Келсен\Hans Kelsen, автор книги "Организация и Порядок Работы Совета Безопасности ООН"\Organization and Procedure of the Security Council of the United Nations, утверждает, что в подавляющем большинстве случаев подобные игры с "вето" были лишь частью большой политики великих держав. Он приводит знаковый пример. В 1955 году Китай (де-факто Тайвань) запретил социалистической Монголии вступать в ООН, поскольку считал ее составной частью Китая. В ответ, СССР заблокировал вступление Японии (в общей сложности, СССР использовал "вето" против Японии четыре раза), которая поддерживала тайваньский режим в противостоянии с коммунистическим Китаем. В последний раз "вето" применялось в 1976 году (США против Вьетнама). Совместное "вето" в последний раз было наложено в 1974 году, когда США, Великобритания и Франция заблокировали путь в ООН для ЮАР, где правил режим апартеида.
Бардо Фассбендер\Bardo Fassbender, автор книги "Реформа Совета Безопасности ООН и Право Вето: Конституционная Перспектива"\UN Security Council Reform and the Right of Veto: a Constitutional Perspective, отмечает, что, несмотря на то, что с тех пор подобные методы постоянными членами Совета Безопасности не применялись, традиция сохраняется. Одной из "горячих точек", например, является вопрос Тайваня. Китай считает его частью своей территории и не признает его независимости. Тайвань не входит в состав ООН, хотя с 1971 года пытался сделать это 14 раз.. Последняя попытка была предпринята летом 2007 года, на сей раз Тайвань подал заявку на вступление в ООН используя название "Тайвань", а не "Республика Китай". Он вновь потерпел поражение, несмотря на то, что, по данным Всемирного Банка\World Bank Тайвань является 18-й по размерам экономикой мира и занимает седьмое место в мире среди крупнейших международных инвесторов.
Пекин также крайне резко реагирует на попытки Тайваня установить официальные отношения с какими-либо странами. Одним из рычагов воздействия на них является Совет Безопасности ООН. К примеру, в 1997 и 1999 году Пекин наложил два "вето" на резолюции, призванные помочь Гватемале и Македонии - причиной этого были дипломатические отношения, установленные этими государствами с Тайванем. Китай также неоднократно заявлял, что блокирует попытки предоставить Тайваню любой статус в рамках ООН - даже статус наблюдателя. Ныне Сербия заявила, что вынуждена будет "пересмотреть" свои отношения с государствами, которые признают независимость Косово.
Вероятно, в вопросе о предоставлении Косово независимости будет использован обходной маневр. Совет Безопасности снял с рассмотрения проект резолюции о предоставлении Косово независимости, подготовленный США и Европейским Союзом. Причиной стала жесткая позиция России, которая угрожала использовать своей право "вето", чтобы заблокировать это решение. В итоге, вопрос о судьбе Косово передан на рассмотрение контактной группы, куда входят США, Россия, Великобритания, Франция, Германия и Италия, где право "вето" не действует.