РОССИЙСКО-УКРАИНСКОЕ ОБОЗРЕНИЕ
11:46
11:31
10:23
10:15
17:15
Концептуально
 Проект 
1 December 2005 г.
версия для печати
Концепции взаимоотношений между Российской Федерацией и Украиной в межпарламентской сфере

Михаил  Головнин,  заместитель руководителя Центра проблем интеграции Института международных экономических и политических исследований РАН, кандидат экономических наук

Центром проблем интеграции Института международных экономических и политических исследований Российской академии наук был разработан проект Концепции взаимоотношений между Российской Федерацией и Украиной в межпарламентской сфере (далее Концепция) для Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.

В Концепции мы попытались показать, какие предпосылки существуют для активизации взаимоотношений России и Украины; препятствия, стоящие на пути развития этих взаимоотношений и перспективные направления сотрудничества двух стран.

В числе основных предпосылок для дальнейшего развития взаимоотношений России  и Украины были выделены:

- наличие единого культурного и исторического пространства двух стран;

- масштаб их экономик: Россия и Украина являются двумя крупнейшими экономиками на постсоветском пространстве, что делает их существенными рынками сбыта для продукции, производимой в каждой из этих стран, особенно это касается продвижения украинской продукции на российский рынок;

- обе страны являются крупными торговыми партнерами друг для друга: Россия  выступает крупнейшим внешнеторговым партнером Украины, Украина по итогам 2004 г. вошла в тройку ведущих торговых партнеров России (после Германии и Белоруссии);

- сохранение взаимосвязей хозяйственных комплексов двух стран благодаря наследию советского периода;

- Украина играет важную роль как транспортный коридор для продвижения экспорта российской продукции в Европу.

Сейчас перед перспективами активизации взаимодействия двух стран стоят серьезные вызовы усилия Украины по вступлению в Европейский Союз (ЕС) и НАТО, ее стремление к скорейшему самостоятельному вхождению во Всемирную торговую организацию (ВТО). Еще одним вызовом для сотрудничества двух стран являются сложившиеся у достаточно широкой части российского экспертного и политического сообщества устойчивые стереотипы в отношении Украины, в том числе:

1) наличие сознательно антироссийской политики всей без исключения нынешней украинской элиты, не допускающей компромиссов с ней;

2) сознательно антироссийская политика Запада на Украине;

3) сильная Россия заинтересована в слабой Украине;

4) неизбежность интеграции Украины в западные структуры (ЕС и НАТО).

Устранению этих стереотипов способствовало бы широкое освещение российско-украинских отношений в прессе с привлечением разносторонних экспертных оценок.

Между тем, существуют и реальные угрозы российским интересам на Украине, в первую очередь в экономической сфере:

1) Селективное применение ограничительных мер по отношению к российским компаниям, проявившееся в результате процесса реприватизации.

2) Нерыночные методы управления экономикой на Украине, затронувшие, например, российские нефтяные компании при попытках регулирования цен на топливо весной этого года.

3) Использование Украиной монопольной власти в области трубопроводного транспорта с целью ограничить зависимость страны от поставок российских энергоносителей и диктовать свои условия их транзита.

4) Ограниченная готовность Украины участвовать в проектах региональной экономической интеграции на постсоветском пространстве с ведущей ролью России, прежде всего, в Едином экономическом пространстве.

5) Сохранение высокого уровня коррупции и низкого качества институтов на Украине, проблемы с инвестиционным климатом, снижающие степень определенности для российских инвесторов, вкладывающих средства в экономику страны. 

Вероятность реализации ряда из этих угроз сейчас возможно ниже, чем она была весной-летом этого года, но все они еще не сняты с повестки дня.

Учитывая имеющиеся проблемы российско-украинских отношений, в Концепции мы отразили свое видение возможных направлений развития этих отношений в ключевых и наиболее болезненных сферах.

1. В области внешнеторгового сотрудничества Россия заинтересована в тесной интеграции с Украиной, вплоть до построения таможенного союза. Украина же, как известно, выражает готовность построения лишь зоны свободной торговли без изъятий и ограничений, одновременно стремясь скорее войти в ВТО при достаточно высокой степени открытия своих рынков.

В таких условиях России, на наш взгляд, необходимо определиться с тем, на какие  издержки в кратко- и среднесрочной перспективе она готова пойти ради конечных стратегических преимуществ интеграции с Украиной, понимая, что построение интеграционной модели без издержек невозможно. Одним из вариантов выхода из сложившейся противоречивой ситуации могла бы стать разработка действенной системы экономических рычагов, обеспечивающих эффективный обмен доступа к российским сырьевым и  производственным ресурсам  на  увеличение российского присутствия на украинском рынке, прежде всего в сфере инвестиций. Однако это не означает, что Россия не должна предпринимать шаги по совместным консультациям относительно условий вступления в ВТО и оставить попытки привлечь Украину к построению таможенного союза. Важно лишь избежать давления на нашего соседа в этом вопросе.

2. Следующим и одним из наиболее перспективных, на наш взгляд, на современном этапе направлений сотрудничества является налаживание взаимодействия бизнес-структур и инвестиционного сотрудничества. России необходимо поддерживать свои бизнес-структуры в их инвестиционной деятельности и освоении товарных рынков Украины, поскольку деятельность бизнес-структур позволяет создавать экономический базис для дальнейшей интеграции. В то же время содействие инвестициям бизнеса со стороны государства должно сопровождаться повышением требований к прозрачности, качеству корпоративного управления, антимонопольными мерами. Не менее важно оказывать поддержку в равной степени всем российским компаниям, а не исключительно привилегированным группам. 

России целесообразно осуществлять поддержку прежде всего прорывных проектов в области двустороннего экономического сотрудничества, к числу которых, на наш взгляд, относятся:

авиастроение здесь могло бы быть налажено тесное партнерство в области строительства нового регионального самолета Ан-148, который будет собираться в двух странах (по предварительным оценкам, емкость российского рынка составляет 140-160 самолетов, налаживание его производства может дать существенный стимул для развития Воронежского авиационного самолетостроительного общества);

авиаперевозки - например, в части консолидации компаний Аэрофлот и Аэросвит;

транзит газа - формирование газо-транспортных консорциумов по отдельным проектам, касающимся транспортировки газа, с различным кругом участников, задача России эффективно обеспечивать поставки своих энергоносителей в Европу через территорию Украины и сотрудничать в этом процессе с другими странами СНГ (Казахстан, Туркменистан);

ипотека является перспективным направлением сотрудничества как с точки зрения взаимодействия финансово-банковских структур двух стран, так и в части решения социальных проблем. Программы доступного жилья способствуют обеспечению роста на микроуровне, а также снижению социальной напряженности, что будет содействовать налаживанию партнерских отношений между Россией и Украиной, формированию позитивного имиджа России и российского бизнеса на Украине;

необходимо взаимное развитие финансовых рынков двух стран, обеспечивающее переток капитала и функционирование бизнес-структур на территории соседней страны.

Для финансирования перспективных совместных проектов Украина можно было бы использовать создаваемый на постсоветском пространстве банк развития (пока на основе российско-казахстанского инвестиционного банка) при условии подключения к его деятельности Украины.

3. Сотрудничество России и Украины в рамках интеграционных объединений на постсоветском пространстве с точки зрения интересов России требует расширения повестки дня интеграции при повышении эффективности деятельности существующих объединений. Основные надежды в этом отношении возлагаются на Единое экономическое пространство (ЕЭП). Однако, как известно, ситуация осложняется стремлением Украины развивать интеграционное взаимодействие прежде всего на европейском направлении.

Выходом могло бы стать построение ЕЭП на основе принципа открытого регионализма и сочетания проекта ЕЭП с общеевропейскими экономическими пространствами Россия-ЕС и моделью сотрудничества Украины и ЕС. Кроме того, крайне важно не ограничиваться в развитии ЕЭП созданием зоны свободной торговли, а обеспечивать условия для мобильности всех факторов производства.

4. Как мы уже говорили, многочисленные противоречия между Россией и Украиной возникают в связи с их отношениями с третьими странами (США, ЕС) и международными организациями (НАТО).

Россия могла бы  смягчить угрозы от возможного членства Украины в ЕС, предприняв следующие шаги:

- Продолжить взятый курс на применение европейских стандартов и на сближение российского законодательства с европейскими нормами. Важно, чтобы при реализации совместных бизнес-проектов России и Украины также учитывались европейские стандарты.

- Проводить внешнюю политику в отношении Украины в рамках международного права и двусторонних соглашений. Спокойная внешняя политика без методов холодной войны и угроз ответных мер в случае вступления в ЕС станет залогом перспективного сотрудничества между странами.

- Продолжать продвигать собственные евроинтеграционные процессы, связанные с созданием четырех общих пространств. Тогда у России и Украины могут появиться общие интересы в рамках евроинтеграции.

Сложнее обстоит ситуация, связанная с перспективами вступления Украины в НАТО, которое затрудняет дальнейшее пребывание на территории Украины объектов, играющих важную роль в системе безопасности России, а также сопряжено с возможными потерями в области кооперации с украинскими оборонными предприятиями.

Тем не менее, в Концепции предлагается ряд шагов, призванных минимизировать негативные последствия в случае вступления Украины в НАТО:

- Переговоры с НАТО и Украиной относительно минимизации и компенсации потерь, связанных с утратой военных объектов на территории республики (или возможности их сохранения в тех или иных масштабах в исключительном порядке после вхождения Украины в Североатлантический альянс).

- Скорейшая активизация взаимодействия России и Украины в сфере военно-технического сотрудничества с целью обеспечения устойчивых партнерских сетей, конкурентоспособных на мировом рынке, к моменту вступления Украины в НАТО.

- Наконец, крайне важно избежать нагнетания истерии по поводу вхождения Украины в НАТО, пагубной для внешне- и внутриполитической обстановки в России, а также способной подтолкнуть саму Украину к этому шагу.

Еще один круг нерешенных проблем между Россией и Украиной возникает в связи с отношениями последней с США. В этой связи Россия во взаимодействии с США могли бы найти точки соприкосновения в украинском вопросе, способствующие не разобщению, а налаживанию трехстороннего сотрудничества. Таким направлениями могли бы стать совместная борьба с терроризмом, распространением ядерного оружия, реализация совместных экономических проектов и т.д. Основные области перспективных проектов США, России и Украины включают: трансформацию украинского ТЭК, ядерную безопасность (в частности, совместную разработку и финансирование проекта Укрытие на Чернобыльской АЭС), трехстороннее сотрудничество в области космоса (проект Sea Launch).

В Концепции также раскрываются вопросы, связанные с пограничным и межрегиональным сотрудничеством двух стран, взаимодействием России и Украины в урегулировании приднестровского конфликта, защитой русского языка на Украине. Предлагаются рекомендации по законодательной деятельности в сфере двустороннего экономического сотрудничества наших стран.

В целом мы настроены достаточно оптимистично: при наличии политической воли и преодолении ряда взаимных стереотипов сотрудничество между двумя странами вполне может развиваться, а возможные препятствия на его пути могут быть преодолены.



Имя:


Город:

Введите код, который вы видите:
Текст комментария: (максимум 2000 символов)

ПОИСК
| реклама | контакты
Политика
 Обстановка 
22.10.07
Татьяна Даррида, Киев
 Экс-президент 
22.10.07
Яна Сергеева, Киев
 Расследование 
22.10.07
Татьяна Ивженко
 Законы 
22.10.07
Сергей Рахманин

Экономика
 Конфликт 
22.10.07
Денис Ребров, Олег Гавриш, Киев; Надежда Дружинина, Полтава
 Транспорт 
22.10.07
Алла Еременко, Игорь Маскалевич
 Банк 
19.10.07
Наталья Старостина

Гуманитарная аура
 Аниматор 
22.10.07
Любовь Журавлева
 Наезд 
18.10.07
Светлана Гомзикова
 СМИ 
17.10.07